Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Пинская флотилия Республики Польша

Польша очень долго против своей воли являлась частью России, Авст­ро-Венгрии и Германии. Во время Первой мировой войны германский ге­неральный штаб приступил к формированию польских армейских частей под командованием Ю. Пилсудского. Вслед за этим 5 ноября 1916 г. Герма­ния и Австро-Венгрия признали независимость Польши как своей союз­ницы. Последовавшее 30 марта 1917 г. заявление России о признании польского суверенитета уже не имело практического значения, так как к этому времени территорию Польши полностью оккупировали германс­кие войска.

Фактически Польша стала независимой 11 ноября 1918 г., после рево­люции в Германии. Поляки разоружили немецкие войска и начали созда­вать свои вооруженные силы. Сразу же была создана Западно-Украинская республика со столицей во Львове. Одновременно Польша укрепляла гра­ницы с Германией и Чехословакией. Польские военно-морские силы начали создаваться декретом верховного главнокомандующего Ю. Пилсудского от 28 ноября 1918 г. В это время независимая Польша не имела ни кораблей, ни гавани. Политическая обстановка отличалась крайней неста­бильностью. На востоке страны тлели многочисленные малые конфликты, любой из которых мог закончиться большой войной.

В 1919 г. Польша повела необъявленную войну против Советской Рос­сии, а в сентябре 1919 г. начала действовать ее Пинская флотилия, пер­выми кораблями которой стали моторные катера «Листовчик», «Лех», «Лидздейко», «Лауда». Эти названия начинались с буквы «Л», чтобы та­ким образом обозначить их принадлежность к войскам генерала Листовского. Флотилия занималась, главным образом, войсковыми перевоз­ками, так как до Полесья в те времена удобнее было доплыть, чем дое­хать. А в период весенней распутицы гужевой транспорт полностью па­рализовался.

Затем, 7 марта 1920 г. поляки захватили на Припяти 22 парохода (в том числе 3 бронированных), 10 моторных катеров и 62 баржи, существенно усилившие Пинскую флотилию. Однако технические трудности не по­зволили быстро ввести в строй все захваченные суда. До конца марта в состав флотилии вошло лишь 5 кораблей, в том числе канонерская лодка «Трахтомиров», получившая наименование «Панцерный 1».

К концу апреля флотилия состояла из 1 канонерской лодки, 4 воору­женных катеров (МБ-1, МБ-2, МБ-3, МП-1) и разведывательных катеров В-1 и В-2, составивших боевой отряд. Кроме того, 9 вспомогательных су­дов и 18 барж составляли транспортный отряд. Еще 14 судов и 8 катеров находились в ремонте.

Однако вскоре советские войска, овладевшие устьем Припяти, отре­зали Лоевскую группу польской флотилии, корабли которой пришлось затопить. От всей Пинской флотилии остался лишь Транспортный отряд, отступившей 28 июня из Мозыря.

Для продолжения борьбы с советскими кораблями в начале июля 1920 г. поляки создали новый боевой отряд в составе 1 канонерской лодки «Панцер­ный 2» (бывший «Усердный») и 3 вооруженных катеров М-7, М-15 и М-47.

При этом из-за слабой производственной базы особых переделок не производилось, лишь на некоторых пароходах установили по одной 37- мм пушке и несколько пулеметов. Ниже приведен список некоторых па­ровых и моторных судов, вошедших в состав польской флотилии.

«Панцерный-2» (П-2), бывший колесный пароход «Бужин», построен в 1916 г. в Люблине (Россия). Водоизмещение 203 т. Основные размерения 35x5,5x0,9 м. Паровая машина мощностью 185 л.с. вращала 2 гребных коле­са и обеспечивала скорость хода 12,96 км/ч. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Юрьевичах и в июне того же года вошел в состав флотилии как бронированное судно П-2. 25 июля затоплен своим экипажем в Пинске по приказу польского командования, а в октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков. С апреля 1922 г. вошел в состав польской флотилии как бро­нированное судно «Гетман Ходкевич», 17 октября 1931 г. переклассифи­цирован в вооруженное судно. В 1939 г. переоборудован, и перевооружен в плавучую самоходную зенитную батарею. 17 сентября затоплен своим экипажем на Припяти, выше устья Цны.

«Пуша» (С-1), бывший колесный пароход «Ветка», 1913 г. постройки. Водоизмещение 45 т. Основные размерения 29,3x7x0,4 м. Паровая маши­на мощностью 45 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 17,59 км/час. Имел на вооружении 1 37-мм пушка и 4 пулемета. Эки­паж составлял 30 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Норовле и 23 марта включен в состав флотилии в качестве санитарного судна, с пере­именованием в С-1 «Пуша». В период между И июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования на При­пяти. В дальнейшем поднят красными моряками, но в строй не вводился. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков на Припяти у Воляньских Мостов и впоследствии вновь введен ими в строй.

Т-2, бывший товаропассажирский пароход «Ворон». Водоизмещение 22,85 т. Основные размерения 23x2,75x1,0 м. Паровая машина мощностью 30 л.с. вращала 2 гребных колеса, и обеспечивала скорость хода 10 км/час. Имел 1 пулемет. Экипаж составлял 10 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Наровле и 23 марта включен в состав флотилии как военный транспорт Т-2. 28 апреля 1920 г. захвачен советскими сторожевыми суда­ми в устье Припяти.

Т-13, бывший товаропассажирский пароход «Вьюн». Длина корпуса 25 м. Паровая машина мощностью 25 л.с. 5 марта 1920 г. захвачен на При­пяти в Мозыре. В период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования на Припяти.

«Горынь», 10 июля 1919 г. захвачен на Ясельде в Городище. В октябре 1919 года вторично попал в руки поляков на Припяти у Мостов Воляньских.

«Гетман Жулкевский», бывший буксирный товаропассажирский па­роход «Звезда», 1897 г. постройки. Водоизмещение 150 т. Основные раз­мерения 39,7x12,4x0,8 м. Паровая машина мощностью 150 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 24,08 км/ч. Вооружение: 1 37-мм пушка и 2 пулемета. Экипаж 15 человек. 27 апреля 1920 г. захвачен на Припяти в Чернобыле, и включения в состав флотилии в качестве военно­го транспорта Т-3. 25 июля затоплен по приказу польского командования, в Пинске. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков. В апреле 1922 г. включен в состав Пинской флотилии Польши в качестве вооруженного судна, с переименованием в «Гетман Жулкевский».

«Генерал Сикорский», бывший товаропассажирский пароход «Пе­ревал». Водоизмещение 64 т. Основные размерения 30,5x3,75x0,6 м. Па­ровая машина мощностью 70 л.с. вращала 2 гребных колеса, и обеспе­чивала скорость хода 14,08 км/час. Вооружение: 1 75-мм пушка и 4 пуле­мета. Экипаж — 19 человек.  марта 1920 г. захвачен на Припяти в Мозыре и 18 марта включен в состав флотилии в качестве «дежурного судна» с переименованием в Д-2 «Полковник Сикорский». 25 июля 1920 г. затоплен на Припяти, по прика­зу польского командования. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поля­ков на Припяти у Мостов Воляньских, и в апреле 1922 г. включен в состав польской флотилии в качестве вооруженного штабного судна «Генерал Сикорский». К сентябрю 1939 г. перевооружен и переклассифицирован в самоходную плавучую зенитную батарею. 17 сентября затоплен своим экипажем на Припяти, выше устья Цны.

«Стефан Баторий», бывший товаропассажирский пароход «Пере­кат», 1914 г. постройки. Основные размерения 22,7x6.7x0,7 м. Паровая машина мощностью 50 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 11,11 км/час. Вооружение: 1 37-мм пушка и 1 пулемет. 5 марта 1920 г. захвачен поляками на Припяти в Мозыре и 18 марта вклю­чен в состав флотилии в качестве военного транспорта Т-3, затем как сторожевое (дежурное) судна Д-4 («Инспекцыйный»). 25 июля 1920 г. затоплен на Припяти по приказу польского командования. В дальней­шем был поднят советскими моряками, но брошен на Припяти у Мос­тов Воляньских, где в октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков и в апреле 1922 года был включен в состав Вислянской флотилии в качестве вооруженного буксирного судна «Стефан Баторий». Исключен из со­става польского флота 28 октября 1925 г.

Т-5, бывший товаропассажирский пароход «Сокол», 1885 г. пост­ройки. Водоизмещение 40 т. Основные размерения 24,6x6x0,6 м. Паро­вая машина мощностью 60 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечива­ла скорость хода 11,11 км/час. Вооружение: 1 37-мм пушка, 2 пулемета. Экипаж — 7 человек. 5 марта 1920 года захвачен поляками на Припяти в Мозыре и 25 апреля включен в состав флотилии в качестве военного транспорта с переименованием в Т-5. 25 июля 1920 г. затоплен в Пинcке, по приказу польского командования. В октябре 1920 г. вторично по­пал в руки поляков на Припяти.

К-3, «Струмень», пассажирский пароход. Водоизмещение 25 т. Ос­новные размерения: длина 17,1 м; ширина 2,4 м. Паровая машина мощ­ностью 20 л.с. вращала 2 гребных колеса и обеспечивала скорость хода 7,96 км/час. 17 сентября 1919 г. захвачен поляками на Припяти в Петрикове и включен в состав польской флотилии в качестве военного транс­порта К-3. 25 июля 1920 г. затоплен в Пинске, по приказу польского ко­мандования.

«Панцерный-2», бывший буксирный пароход «Усердный». Водоиз­мещение 40 т. Основные размерения 45,7x9,7 м. Паровая машина мощ­ностью 120 л.с. вращала 2 гребных колеса. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Юрьевичах и 4 апреля включен в состав флотилии в качестве военного транспорта с переименованием в Х-5. В июле 1920 г. воору­жен, и переоборудован в бронированное судно П-2. 20 июля 1920 г. вы­веден из строя своим экипажем на Припяти в Качановичах по приказу командования. В дальнейшем, был поднят советскими моряками, но в строй не вводился. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков у Воляньских Мостов на Припяти.

Т-5, бывший паровой грузопассажирский баркас «Четвертый». Водо­измещение 16 т. Основные размерения 14,75x3,82x0,3 м. Две паровые ма­шины, суммарной мощностью 15 л.с. вращали 2 гребных винта и обеспе­чивали скорость хода 8,89 км/ч. 5 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Барборово и 1 мая включен в состав польской флотилии в качестве военного транспорта Т-5, затем переименованного в К-5. В период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем на Припяти по приказу командо­вания. В дальнейшем, был поднят советскими моряками и вновь введен в эксплуатацию. В октябре 1920 г. вторично попал в руки поляков у Волянь­ских Мостов на Припяти.

«М-47» бывший бронированный дозорный катер Пинского речного броневого отряда Западного фронта «№ 47», построен в 1916 г. по заказу русского Военного ведомства. Водоизмещение 6,5 т. Основные размере­ния 9,15x2,44x0,7 м. Бензиновых мотор мощностью 25 л.с. вращал 1 греб­ной винт и обеспечивали скорость хода 18,52 км/час. Вооружение: 1 пуле­мет. Экипаж — 5 человек. 6 марта 1920 г. захвачен на Припяти в Наровле, и к июлю того же года вошел в состав их флотилии как вооруженный мо­торный катер М-47, в период между 11 июня и 24 июля 1920 г. затоплен своим экипажем, по приказу польского командования.

Из-за отступления польских войск, пришлось затопить, или сжечь 8 самых крупных кораблей, в том числе и «Панцерный-2». Воссоздание Пинской флотилии произошло в начале октября 1920 г., после продвиже­ния фронта на восток и занятия Пинска.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД