Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Мониторы типа «Гданьск»

Осенью 1919 г. Морской департамент Военного министерства Польши выдал проектные требования к речным мониторам типа «А». При водоиз­мещении 60 т корабли предполагалось вооружить 2 120-мм (или 4 76-мм) пушками и станковыми пулеметами. Одновременно Технологический отдел Морского департамента разработал проект малого монитора типа «Б» и вел переговоры с судостроительной верфью в Данциге (позднее пе­реименованного в Гданьск). В результате для реализации приняли проект «Б» командора Доминика Малецкого.

Затем, в начале 1920 г. Морской департамент заключил контракт на строительство в Данциге четырех речных мониторов с вводом в строй го­ловного корабля в мае 1920 г., а остальные — с интервалом в месяц. Мони­торы получили строительные номера от S-14 до S-17, стоимость одного корабля равнялась 2 500 000 дойчмарок.

Дангцингская верфь разработала технический проект речного мони­тора на основе чертежей польского Морского департамента. Однако, вме­сто того, чтобы послать все предварительные чертежи в одно время, поля­ки их отправляли отдельными пачками, и это препятствовало удовлетво­рительному охвату всей концепции корабля.

Немецкие пролетарии данцингской верфи не отличались симпатия­ми к независимой Польше, воевавшей против Советской России, и рабо­тали медленно.

23   июня 1920 г. Варшава оказалась под угрозой захвата советскими войсками. Поддерживая Ю. Пилсудского, Франция послала военных со­ветников в польскую армию, среди которых был знаменитый впоследствии Шарль де Голль. Пилсудский прорвал фронт на севере, и грандиозная бит­ва за Варшаву продолжалась с 15 по 25 августа 1920 г. Красная армия отсту­пила, затем, в сентябре 1920 г., последовали польские победы на Немане и Шара. Конфликт закончился перемирием в октябре 1920 г. и Рижским мирным договором, по условиям которого Польша получила территорию Западной Украины и Западной Белоруссии.

Лишь головной монитор S-17 «Варшава», сошедший на воду 13 августа 1919  г., мог принимать участие в военных действиях. S-14 «Городище», S- 15 «Пинск» и S-16 «Мозуш» (с 1923 г.— «Торунь») спустили только 20 ок­тября и 10 декабря 1920 г. соответственно. По месту своей постройки эти корабли стали называть мониторами типа «Гданьск»,

Ìîíèòîð "Âàðøàâà" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1921 ãîä

Конструкция корпуса первых польских мониторов отличалась пре­дельной простотой и технологичностью. Плоское днище шло практичес­ки от носа до кормы, только в носовой части оно несколько приподнималось образуя так называемую «лыжу», а в кормовой части располагались три тоннеля для гребных винтов. Отвесные, плоские борта и транец за­вершали эту гениальную по простоте конструкцию. И только в носовой части корпуса борта и днище имели цилиндрическую, также очень техно­логичную форму. Трудно сказать, кому в голову пришла эта идея, полякам или немцам, но именно при таких обводах корпуса коэффициент полно­ты водоизмещения принимал наибольшую величину. То есть именно бла­годаря такой конструкции корпуса и удалось добиться наименьшей осад­ки, которая для кораблей этого класса является одной из основных такти­ческих характеристик.

Ìîíèòîð "Ìîçóø" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1921 ãîä

Кому отдать пальму первенства — непонятно, так как польские иссле­дователи, при всем их честолюбивом отношении к бесспорным достиже­ниям польской технической мысли, эту особенность конструкции не от­мечают. Не исключено, что офицеры Технологического отдела Морского департамента имели в своем распоряжении только линейку и циркуль при полном отсутствии лекал. Немцы, получив предэскизный проект, могли всего лишь педантично его повторить. Однако корабли получились хоро­шими и, самое главное, это был действительно революционный шаг в ар­хитектуре речного корабля.

Ìîíèòîð òèïà "Ãäàíüñê"

Судостроители вообще отличается большим консерватизмом, если не сказать косностью. Эриксон в своем проекте первого монитора кроме прочих новшеств ввел в конструкцию железного корпуса упрошенные обводы, позволившие так быстро построить этот башенный броненосец. Первое, что проделали кораблестроители США, падкие до новых идей, — упразднили эти обводы на последующих серийных мониторах. Этому, конечно, можно найти оправдание, так как американцы видели в новом классе кораблей, прежде всего — неуязвимый мореходный броненосец. Затем неизбежно следовало разочарование, а на речные корабли тради­ционно смотрели снисходительно. Поэтому даже поляки, столь честолю­биво относящиеся к своим бесспорным достижениям, не заметили этот поистине революционный шаг в конструкции речного корабля.

По проекту мониторы «гданьского» типа при водоизмещении 110 т, имели следующие основные размерения: длина 34,5; ширина 5,05 и осад­ка 0,7 метров. Корабли имели плоскодонные безкилевые корпуса с вер­тикальными бортами, высота борта равнялась 2 м. Три 4-цилиндровых бензиновых двигателя «Даймлер-Бенц» суммарной мощностью 180 л.с. через реверсивные коробки передач вращали 3 гребных винта и обес­печивали скорость хода 18,52 км/ч. Для возможности плавания на мел­ководье гребные винты размещались в специальных туннелях. Артил­лерийское вооружение составляли 2 105-мм пушки, установленные в двух бронированных башнях, и 5 пулеметов, также в башенках. Брони­рование: борт— 5 мм; палуба — 6 мм; артиллерийские башни — 10 мм; боевая рубка и пулеметные башенки — 8 мм. Бронирование бортов опус­калось несколько ниже ватерлинии. Нельзя не отметить, что палуба имела более толстую броню. Хотя речь идет о противопульном брони­ровании, но эта тенденция формально соответствовала современным требованиям ведения артиллерийского боя на дальних дистанциях, когда резко возрастала именно роль горизонтального бронирования. Экипаж состоял из 30 человек.

Корпус мониторов типа «Гданьск» десятью водонепроницаемыми переборками разделялся на 11 отсеков, соединявшихся между собой че­рез водонепроницаемые люки, расположенные выше ватерлинии. Поверх палубной брони лежала деревянная настилка. К палубе крепились степсы для двух заваливающихся мачт. Из них фок-мачта высотой 9 метров обо­рудовалась прожектором и наблюдательным постом. Между мачтами под­вешивалась радиоантенна.

Якорное устройство имелось на носу и корме, где стояли легкие шпи­ли с ручным приводом. Электрический брашпиль в форпике, служивший для стаскивания корабля с мелей, так же мог действовать и от ручного привода.

Матросы спали в гамаках, которые подвешивались в носовом жилом помещении и хранились в рундуках. Обеденные столы и скамейки были складными.

На центральном валопроводе стояла динамо-машина постоянного тока мощностью 20 квт, приводившаяся в действие от вспомогательного бен­зинового двигателя с ручным стартером. Главные двигатели запускались электростартером от вспомогательного двигателя. Машинное отде­ление и жилые помещения освещались электричеством. Пожарные пом­пы так же имели элекропривод. Охлаждающие водяные насосы приводи­лись в движение от главных двигателей.

Артиллерия главного калибра первоначально состояла из 2 полевых 105-мм пушек Шнейдера, образца 1913 г., с длиной ствола 28,4 калибров. Для возможности одновременной стрельбы в нос и в корму башни рас­полагались диагонально, толщина их бронирования — 10 мм. 5 7,9-мм пулеметов образца 1913 г. также стояли в одинарных башенках и защи­щались 8-мм броневыми листами. На верхней палубе, в корме стояли две спасательные шлюпки, что приводило к ограничению угла обстрела стан­кового пулемёта в кормовой башенке до 122°. Вызывало справедливую критику неудачное расположение топливных баков рядом с погребами 105-мм снарядов.

Боевая рубка диаметром всего лишь 1,5 м, также защищалась 8-мм броней. В этом тесном пространстве находились: командир, артиллерий­ский офицер и рулевой. Первоначально предполагалось установить бое­вую рубку, которая могла бы опускаться при прохождении монитора под мостами. Однако достаточная высота мостов на Висле и других ре­ках, а также удачная компоновка корабля позволили отказаться от этого проекта.

Два балансирных руля, стоявшие на осевых линиях бортовых греб­ных винтов, могли разворачиваться на 180°, что улучшало поворотливость. Рули управлялись из боевой рубки, а также с ходового мостика и румпельного отделения.

Во время заводских испытаний выяснилось, что фактическая осадка кораблей достигла 0,8 м, а скорость хода составила 14,82 км/ч (вместо 18,52 км/ч по контракту). Перегруз вызвала замена 10-мм брони башен главного калибра на 12— 14-мм листы. Это уже никаким исправлениям не поддавалось и заводу-строителю пришлось заплатить штраф 500 000 дойч­марок

Постройку мониторов закончили в апреле 1920 г. Корабли получили наименования «Городище», «Пинск», «Мозыж», «Варшава» и вошли в со­став Вислинской флотилии, базирующейся на Торуни.

Вислинская флотилия просуществовала до 28 октября 1925 г , когда последовал приказ № 124 о её полной ликвидации.

После ее ликвидации мониторы перешли в Полесье и вошли в состав вновь сформированной Пинской флотилии.

В 1930— 1936 гг мониторы прошли модернизацию. При этом «Торунь» перестроили самым значительным образом, а на остальных кораблях, глав­ным образом, заменили вооружение. После демонтажа 2 105-мм башен на их место установили: спаренную 75-мм башню в носу и одинарную башню для 100-мм гаубицы в корме. Обе башни имели большой угол возвыше­ния орудий. В носовой башне стояли французские 75-мм пушки образца 1897 г., которые могли вести огонь раздельно или залпом. Кроме того, ус­тановленная в них артиллерия с упрощенным заряжанием унитарными патронами отличалась большей скорострельностью по сравнению с 105-мм пушками, на которых применялось раздельное заряжание. Кормовая баш­ня вооружалась австрийской 100-мм гаубицей образца 1914— 1919 гг. Баш­ни имели броневые люки в борту' и крыше. При помощи ручного привода они могли поворачиваться на 360°. Конструкция новых башен верфи Зеленевского оказалась легче ранее установленных, что давало значитель­ные преимущества для кораблей с малой осадкой. Пулеметные гнезда не переделывали.

«Торунь» прошел интенсивную модернизацию в 1934 — 1936 гг. При этом боевую рубку значительно расширили и в ней установили приборы управле­ния артиллерийским огнем (ПУАО). На верхнем ярусе установили дально­мер с прожектором. Массивную фок-мачту сняли, а грот-мачту понизили до 2  м. Антенна подвешивалась к консолям боевой рубки и к грот-мачте. Глав­ные двигатели заменили двумя 6-цилиндровыми дизелями Glennifer суммар­ной мощностью 200 л.с„ вращавших два бортовых гребных винта, при этом центральный валопровод больше не использовался. В носовой башне «Торуня» установили 2 75-мм, а в кормовой — 1 75-мм пушку.

Ìîíèòîð "Òîðóíü" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1939 ãîä

Старые башни, построенные Данцигской верфью, отправили в Пинск, для использования в качестве мертвых якорей для буев. Перед затоплени­ем поляки расстреляли башни из станковых пулеметов и были шокирова ны сделанными открытиями. Оказывается, вместо высоколегированной броневой стали башни изготовили из обычной углеродистой, и пули их прошивали как картон. Разразился небольшой «международный» скан­дал в пределах одного государства и вскоре башни на других трех кораблях так же пришлось менять.

Вслед за модернизацией «Торуня» в 1938 — 1939 гг. прошли частичную перестройку «Пинск» и «Варшава», а «Городище» перевооружили в 1939 г. С самого начала эксплуатации этих кораблей наибольшей критике они подвергались за их чрезмерную осадку в 0,8 м. Для уменьшения осадки пришлось спроектировать специальные були. Таким образом удалось сни­зить величину осадки до 0,65 м, хотя скорость хода при этом уменьшилась на 2,96 км/ч.

Ïîëüñêèå ìîíèòîðû ïî ñîñòîÿíèþ íà 1936 ãîä

На мониторах так и не удалось значительно увеличить их огневую мощь. Кроме того, на кораблях отсутствовало зенитное вооружение.

 


НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД