Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Мониторы типа «Краков»

В 1922 г. Управление штаба ВМФ Польши разработало техническое задание для проектирования легкого речного монитора со следующими элементами: водоизмещение 65 т, скорость хода 11 уз. Вооружение: 2 75-мм, 1 47-мм зенитная пушка и 4 пулемёта. Летом 1923 г. комиссия рассмот­рела два проекта (командор-поручика К. Червинского и инженера 3. Врочинского) и выдала задание разработать на их основе третий проект При этом рекомендовалось заменить бензиновые двигатели французско­го производства польскими дизелями, установить 75-мм универсальные пушки для стрельбы по воздушным целям, а на место зенитного 47-мм орудия установить 100-мм гаубицу.

Жесткие ограничения по высоте создали много проблем в располо­жении артиллерийских башен и погребов боезапаса, Поэтому в новом ва­рианте предусматривалась установка 2-рудийной башни с 75-мм орудия­ми, имевшими большой угол возвышения, а боевая рубка стояла в центре башни. Таким образом удалось решить трудную задачу установки отно­сительно тяжелых орудий в довольно легких корпусах. При заваленной мачте это позволяло вести огонь на 360°. 2 гребных винта, установленные в туннеле, могли эффективно работать на мелководье.

Проект, созданный под руководством одного из талантливых польских кораблестроителей командор-поручика инженера Мариана Сасиновско- го, удалось закончить в апреле 1923 г., поэтому этот тип монитора получил индекс «1923». В течение всего 1923 г. Морской департамент Польши искал отечественное судостроительное предприятие и лишь осенью, чтобы не зависеть от верфи Вольного города Данцига, заказ на постройку двух мо­ниторов получила частная фирма «Зелеиевский-Спилка Акцийная» в Кракове. Двигатели мощностью по 60 л.с. изготовили на варшавском заводе Товарищества фабрик моторов «Перкун».

На верфи Зеленевского под Краковом, располагавшейся в 70 км от че­хословацкой границы, в 1923 г. началось строительство двух кораблей, по­этому мониторы назывались типом «Краков». Их стоимость равнялась 557.000 злотых.

Верфь Зеленевского имела довольно незначительный опыт судостро­ения и до 1912 г. сдала заказчикам 4 парохода и 7 землечерпалок. В 1914 — 1918 гг. верфь выпускала военную продукцию. А после этого занималась производством различных машин и вагонов Так что строительство бое­вых кораблей стало для верфи большим новшеством. Работники краковс­кой верфи очень гордились тем, что именно древняя столица Польши была выбрана для создания новых кораблей II Речи Посполитой. Польша в это время испытывала большие финансовые затруднения, поэтому монито­ры строились очень медленно. Прошло долгих три года, пока корабли вошли в строй.

Мониторы типа «Краков» имели следующие тактико-технические характеристики. Водоизмещение 70,3 т, длина 35 м, ширина 6,0 м, осад­ка 0,39 м. Два шестицилиндровых двигателя внутреннего сгорания (так называемых «полудизели») суммарной мощностью 120 л.с. вращали 2 гребных винта и обеспечивали скорость хода 13,6 км/час. Гребные вин­ты из-за малой осадки размешались в специальных туннелях. Нормаль­ный запас топлива — 1,6 т, наибольший запас — 3,5 т. Район плавания — 600 км (72 часа хода).

Вооружение состояло из 2 75-мм орудий системы Шнейдера, образца 1897 года (боезапас 400 снарядов), 1 100-мм гаубицы австрийского произ­водства образца 1914— 1919 гг. (боезапас 140 выстрелов) и 4 7,9-мм пулемё­та системы «Максим», 3 из которых устанавливались в башенках (боеза­пас 2500 патронов на ствол). Предусматривалась постановка речных мин. Броня — от 5 до 8 мм толщиной. Бортовая 6-мм броня опускалась на 200 мм ниже ватерлинии. Палуба над машиной — 5 мм.

Ìîíèòîð "Êðàêîâ"

Клепаные корпуса мониторов собирались из броневых листов, изго­товленных на металлургических заводах в Силезии. Орудия купили во французском городе Шербур. Электрооборудование изготовлялось в Гер­мании. Экипаж, состоящий из 29 человек, полностью обеспечивался кой­ками, кроме этого предусматривалось дополнительное размещение еще 12 человек.

Строительство кораблей закончилось в 1926 г. Ходовые испытания провели на Висле под Краковом. Мониторы показали скорость 13,5 км/ч (вместо 15 по контракту). При строительстве корпус оказался перегружен на 4 тонны и водоизмещение возросло до 70,3 т, а осадка до 41 см,

В 1926 г., под именем «Краков» и «Вильно» мониторы вошли в строй. Конструкция их мало отличалась от типа «Гданьск». Главное отличие состо­яло в том, что в кормовой части плоскодонный корпус срезали почти до са­мой ватерлинии. Таким образом удалось немного уменьшить водоизмеще­ние за счет массы бортовой обшивки. Высота надводного борта в носу равня­лась 2 м, ав корме 0,3 м, так что ют кораблей часто заливало даже в сонных водах пинских болот. Наибольшая высота надводного силуэта монитора при заваленной мачте в районе боевой рубки, равнялась 2,8 м. Исключительно низкий профиль позволял хорошо маскировать корабли типа «Гданьск».

Ìîíèòîð "Êðàêîâ" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1926 ã.

Корпус разделялся на 7 отсеков, в каждой водонепроницаемой пере­борке, выше ватерлинии устанавливалась водонепроницаемая дверь. Дос­туп в форпик осуществлялся через люк в палубе юта, а в кормовой отсек — через люки бронированной башни 100-мм гаубицы. Деревянная настилка верхней палубы и палубы юта, в целях уменьшения массы корпуса, отсут­ствовала. Для избежания коррозии палубы часто смазывались машинным маслом, и это было особенно опасно при гололеде.

Боевая рубка и башня 75-мм пушек стояли почти в центре корабля, под башней размещались погреба боезапаса. Проектирование и строитель­ство орудийных башен можно считать выдающимся достижением верфи Зеленевского, которая до этого подобного опыта не имела. Между тем со­веты консультантов, присланных из Триеста и Линца, были просто удру­чающими. Стало ясно, что даже австрийский опыт строительства артил­лерийских башен с противоснарядным бронированием не годится для легких мониторов с противопульным бронированием, поэтому польским инженерам этот вопрос пришлось решать самостоятельно.

Новые артиллерийские башни оказались легче ранее установлен­ных на мониторах типа «Гданьск», что давало значительные преиму­щества для кораблей с малой осадкой. Кроме того, установленная в них артиллерия с упрощенным заряжанием унитарными патронами отли­чалась большей скорострельностью по сравнению с 105-мм пушками, на которых применялось раздельное заряжание. Конструкция башен верфи Зеленевского оказалась настолько удачной, что впоследствии их установили на мониторы типа «Гданьск» Это унифицировало воору­жение обоих типов кораблей и позволило использовать штатные сна­ряды армейской артиллерии.

Круговой сектор обстрела, а также компоновка боевой рубки и баш­ни главного калибра на кораблях типа «Краков» нельзя считать чем-то уникальным, так как первые мониторы США, России, Швеции, Авст­рии и других стран также имели такой же угол обстрела. Такой же сек­тор обстрела и компоновку впоследствии применили и на советских речных мониторах типа «Активный» и «Железняков».

Впереди зарядного отделения располагалось жилое помещение для 24   моряков, ближе к корме — каюта командира, офицерские каюты, радиорубка, каюта младших офицеров и душ. Несмотря на действитель­но спартанские условия жизни, команду удалось расположить со все­ми необходимыми удобствами.

В машинном отделении стояли два двухтактных 6-цилиндровых дви­гателя мощностью по 60 л.с. Сначала предполагалось установить четы­рехцилиндровые моторы, но их ход поршня оказался слишком велик для низкого машинного отделения Даже 6-цилиндровые двигатели при­шлось уменьшить по высоте за счет хода поршней. В качестве топлива поляки использовали местную сырую нефть, которую впоследствии заменили на дизельное топливо. Полудизели фабрики «Перкун» заво­дились плохо и на малых оборотах часто глохли. Для предотвращения этого использовались бензиновые грелки-примусы. С этим предвари­тельным подогревом машины через реверсивные коробки передач вра­щали 2 гребных винта в тоннелях и могли обеспечивать скорость хода 13,89 км/ч. Охлаждающие водяные насосы работали непосредственно от главных двигателей. Нужно отметить, что двигатели мониторов типа «Гданьск» работали на бензине и поэтому были более экономичными.

Генератор постоянного тока мощностью 14 кВт вращался двухтакт­ным полудизелем «Лех». Пожарный насос и трюмная помпа, спарен­ные для аварийных случаев, работали от электропривода. Хотя машин­ное отделение охлаждалось электровентилятором, но стальная палуба сверху накалялась солнцем так, что в помещении практически невоз­можно было работать. Два машинных телеграфа и переговорные тру­бы соединяли машинное отделение с боевой рубкой.

Одно стальное перо руля управлялось с помощью штуртроса из бо­евой рубки и с ходового мостика. Кроме этого, в аварийных случаях на палубе юта мог устанавливаться баллер руля с ручным приводом.

Заваливающаяся фок-мачта с прожектором, кормовым гафелем для подъема флага и боевым наблюдательным постом, в котором мог уста­навливаться пулемет, поднималась лебедкой. Антенна приемно-пере­дающей радиодиостанции подвешивалась между носовой мачтой и лег­ким флагштоком на корме. Здесь же, на деревянных кильблоках и шлюп­балках, располагались две шлюпки, из них одна морская и одна — реч­ная плоскодонка. Якорное устройство было аналогично мониторам типа «Гданьск».

В тридцатых годах прошлого столетия мониторы прошли модерни­зацию В 1932 г. 75-мм пушки заменили 100-мм гаубицами новой систе­мы 14/19 Р Водоизмещение мониторов возросло до 90 т, а осадка стала 0,5 м. Увеличилась дальность плавания (93 часа хода). На модернизацию было израсходовано 145 ООО польских злотых. В 1939 г. на крышу рубки установили спаренный 13,2-мм пулемёт системы Гочкиса. Экипаж уве­личился до 40 человек.

Ìîíèòîð "Êðàêîâ" ïî ñîñòîÿíèþ íà 1939 ã.

Опыт эксплуатации мониторов типа «Краков» показал, что кроме оче­видных достоинств они имели и некоторые недостатки. Так, одно перо руля, работавшее вне основных потоков от гребных винтов, не могло обес­печить хорошую управляемость. После испытаний перо руля удлинили почти на 1 м, однако, это не дало значительного увеличения поворотливо­сти. В дальнейшем предполагалось переделать рулевую соединительную коробку на два пера руля, но этого выполнить не удалось, так как требова­лись большие переделки кормы. Из-за недостаточной жесткости, связан­ной с малой высотой борта, корма вибрировала на большой скорости хода. Маломощные машины с трудом обеспечивали скорость хода 13,89 км/ч. Планировалось модернизировать корабли в 1938—1939 гг., и установить на них две американских машины «Кермет» (мощностью по 100 л.с.), даль­номер, ПУАО и зенитные пушки «Бофорс», но начавшаяся Вторая миро­вая война воспрепятствовала этому.

Тем не менее, несмотря на некоторые свои недостатки, мониторы верфи Зеленевского можно считать современными и хорошо воору­женными речными кораблями. Малая осадка позволяла мониторам сво­бодно плавать на мелководных реках Полесья, где корабли типа «Гданьск» требовали установки специальных бортовых булей. Мони­торы типа «Краков» заслужили того, чтобы считать их не только гордо­стью польского судостроения, но и выдающимся техническим дости­жением мирового уровня.

После ввода в строй мониторов «Краков» и «Вильно», 6 кораблей это­го класса превосходили своей суммарной огневой мощью весь польский флот открытого моря. Это можно объяснить тем, что национальный ли­дер, он же — Первый маршал Польши Юзеф Пилсудский, флот и ВВС не особенно то жаловал, а речные корабли были все-таки ближе милым его сердцу сухопутным войскам.

В 30-е гг. XX в, когда командор Витольд Зайнчковский принял коман­дование Пинской флотилией, польские инженеры предприняли значи­тельные усилия для того, чтобы приспособить корабли типа «Гданьск» к условиям плавания на реках Полесья Пришлось тщательно исследовать глубины и гидрологию участков рек, пригодных для навигации а также высоты пролетов мостов для безопасного прохода под ними.

Командор В. Зайнчковский ввел бортовые були на мониторах типа «Гданьск», а также боевой наблюдательный пост, изготовленный из 3-мм брони, надежно защищавшей от пулеметного огня. В 1936— 1939 гг. эти «вороньи гнезда» пришлось удалить, так как они демаскировали корабли. Нужно сказать, что низкий силуэт и серо-зеленая защитная окраска дава­ли большие тактические преимущества польским мониторам.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД