Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Мониторы Пинской военной флотилии в составе флота Советского Союза

Мониторы Пинской военной флотилии в составе флота Советского Союза

Во второй половине сентября 1939 г., после похода в Западную Бело­руссию Днепровская военная флотилия получила ценное пополнение бывшими польскими кораблями.

Первый советский корабль появился в Пинске 25 сентября 1939 г., после чего начался подъем польских кораблей. Советские источники указыва­ли, что удалось поднять 8 мониторов, 19 бронекатеров и 35 пароходов. Это можно объяснить тем, что, видимо, за мониторы приняли польские ба­шенные канонерские лодки. Первыми мониторами, введенными в состав советского флота, стали «Пинск» и «Торунь». Кораблям дали следующие названия: «Бобруйск» («Городище»), «Витебск» («Варшава»), «Винница» («Торунь»), «Житомир» («Пинск») и «Смоленск» («Краков»).

Многие элементы конструкции бывших польских мониторов до сих пор остаются загадкой. Дело в том, что в Российском государственном архиве Во­енно-Морского флота многие документы Днепровской флотилии 1939 г. стали переводится на так называемый «ограниченный доступ». Поэтому мне просто не удалось с некотрыми из них ознакомиться наглядно, и поэтому я был вы­нужден пользоваться только открытыми публикациями 1985— 1992 гг.

Конечно же, при проведении восстановительного ремонта кораблей польскую артиллерию заменили орудиями советского производства. Из­вестно, что вместо 75-мм пушек французского производства установили 76-мм УСВ образца 1936 г. с длиной ствола 42 калибра, а 100-мм гаубицы австрийского производства заменили 122-мм образца 1910/30 гг. с длиной ствола 12,8 калибров.

Кормовую башшо монитора «Смоленск» полностью демонтировали, на её место установили советскую 41-К с двумя полуавтоматическими универсальными 45-мм пушками, а также зенитный крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет ДШК.

Первоначально 5 трофейных мониторов входили в состав Днепровс­кой военной флотилии. Затем, в июне 1940 г., когда флотилию расформи­ровали, из них укомплектовали дивизион вновь созданной советской Пин­ской военной флотилии, которая так же обеспечивала район Днепра. Эта флотилия почти полностью состояла из бывших польских кораблей. Ко­мандовал ею капитан 1 ранга Д. Д. Рогачев. Из 5 восстановленных мониторов 4 имели на вооружение по 3 76,2-мм орудия УСВ, установленных в двух башнях. На мониторе «Смоленск» стояли 2 122-мм гаубицы. Вся ар­тиллерия обладала высокой кучностью при стрельбе. Однако, большим недостатком следует считать отсутствие на мониторах системы ПВО. Командующий флотилией предложил установить на корме 37-мм авто­мат 70-К, но это несколько увеличивало осадку.

После зимнего ремонта 1939—1940 гг. монитор «Смоленск» (бывший «Краков») увеличил свою осадку до 0,7 м. Сейчас трудно понять, почему это произошло. На монитор установили 122-мм гаубицы образца 1909/37 г. Они были примерно равны по весу 75-мм французским пушкам образца 1897 г., которые стояли там раньше. Суммарная масса спаренной 45-мм башенной зенитной установки 41 -К составляла 2 600 кг, но этого крайне мало для оцен­ки причин увеличения осадки монитора «Смоленск»

Ôðàíöóçêàÿ 75--ìì ïîëåâàÿ ïóøêà

На мониторах типа «Гданьск» 75 мм пушки заменили 76-мм УСВ образ­ца 1939 г. Конечно, эта пушка для своего времени — вполне современная, но, однако, масса сё качающейся части на 34% превосходила массу пре­жнего орудия Шнейдера. Между тем французская фирма «Шнейдер» еще в Первую мировую войну поставляла России те же пушки, только расточенные под 76-мм русский снаряд. И перед началом Второй миро­вой войны в Туркестанском военном округе они еще стояли на воору­жении Красной армии. А бронепоезда НКВД, вооруженные этими ору­диями, в августе 1942 г. участвовали в боевых действиях на Северо-Кав­казском фронте.

1759

Непонятно так же судьба спаренных 13,2-мм пулеметов Гочкиса мо­нитора «Краков». Дело в том, что в 1940 г. уже существовал проект точно такой же установки, но приспособленной под 12,7-мм пулеметы ДШК. Во всяком случае, не составляло особого труда установить на систему Гочкиса пулеметы ДШК.

Из всего этого следует, что произведенная модернизация мониторов лишила корабли их главного преимущества — малой осадки.

В 1941 г. предполагалось заменить бензиновые моторы трофейных ко­раблей на дизели отечественного производства. В первую очередь в этом нуждались мониторы, на которых стояли сильно изношенные и опасные в пожарном отношении двигатели.

Пинский военный порт выглядел весьма благоустроенным, но заст­раивался очень беспорядочно. Склады, мастерские, казармы перемеша­но скучивались на небольшой площади без всяких ограничений. Требо­вался ряд мероприятий, чтобы навести порядок. Не хватало складских помещений.

Предполагалось также оборудовать на барже или буксире хотя бы один корабль ПВО.

Модернизация Огинской системы, намеченная на 1941 г., откладыва­лась, и вместо Днепрово-Неманского велось строительство Западно-Двин­ского канала. Поэтому на Неман с трудом могли проходить бывшие польские бронекатера. На усиление флотилии срочно требовались новей­шие советские бронекатера проектов 1124 и 1125.

Áðîíåêàòåð ïðîåêòà  1125-Ó

В июле 1940 г., после возвращения Бессарабии в состав СССР, для прикрытия южной границы новой Республики возникла необходимость в создании Дунайской военной флотилии. Естественно, что корабель­ный состав для вновь формируемой флотилии брался, в первую очередь, с Днепра.

После передачи 5 мониторов в состав Дунайской военной флотилии основные силы Днепровской флотилии стали базироваться на Пинск. Поэтому Пинский отряд речных кораблей был переформирован в Пинс­кую военную флотилию в составе: а) дивизион мониторов (5 единиц); б) дивизион бронекатеров (14 единиц); в) дивизион тральщиков-заградите­лей (6 единиц); г) одна канонерская лодка; д) отряд глиссеров (6 единиц); е) одна разведывательная авиа эскадрилья; ж) участок СниС; з) участок гидропути; и) тыловые органы (плавучие базы в Пинске и тыловая база в Дорошевичах).

Òðîôåéíûå ïîëüñêèå ìîíèòîðû â ÐÊÊÔ

Командование, штаб и политотдел Пинской флотилии перебазирова­лись из Киева в Пинск (главная база флотилии). В Киеве (тыловая база) был сформирован учебный отряд Пинской военной флотилии в составе 2 мо­ниторов, 2 канонерских лодок, 1 тральщика и отряда бронекатеров (6 еди­ниц).

В августе 1940 г. был утвержден технический проект 1125-У. Зенитное вооружение на бронекатере удалось увеличить до 4 12,7-мм пулеметов в двух башнях. Для ведения навесного огня предполагалось установить но­вую 76,2-мм башню МУ с углом возвышения орудия 70°.

Ïðîåêò ìîäåðíèçàöèè òðîôåéíûõ ïîëüñêèõ ìîíèòîðîâ

После введения в строй бывших польских кораблей корабельный со­став Днепровской военной флотилии выглядел следующим образом.


1)  корабли, базировавшиеся на Киев:

а) отряд мониторов (7 кораблей типа «Железняков»);

б) группа канонерских лодок (3 единицы);

в) дивизион бронекатеров (6 единиц).


2)  Пинский отряд речных кораблей:

а) дивизион бывших польских мониторов (5 единиц);

б) дивизион бронекатеров (14 единиц),

в) дивизион тральщиков-заградителей (6 единиц).

10 ноября 1940 г. заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков ут­вердил тактико-техническое задание на проектирование единого речно­го тральщика минного заградителя. Водоизмещение 60 т, осадка 0,45 м, скорость хода около 20,37 км/ч. Вооружение: 1 45-мм универсальная пушка, 2 12,7-мм пулемета в башне, тральное вооружение и мины заг­раждения. Планируемый срок окончания технического проекта — ноябрь 1941 г.

Ìîíèòîð "Ñìîëåíñê"


В декабре 1940 г. Советское правительство рассматривало фантасти­ческий проект переброски по внутренним водным путям, с Балтики на Черное море, кораблей и подводных лодок. Для этого существовали два варианта:

1)  Западный путь, заключавшийся в соединении Днепра с Западной Двиной через Оршу-Витебск;

2)  Восточный путь, через Волгу с Доном.

При этом Западный путь оказался более дешевым в постройке, легче и быстрее осуществимым, но проводка эсминцев могла осуществляться толь­ко в специальных доках с осадкой 1,75 м. Вместе с этим Днепровско-Двинская трасса располагалась слишком близко к границам Германии. Поэто­му от её строительства отказались и к 1943 г. планировалось довести глуби­ну Волго-Донского пути до 3,65 м.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД