Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Участие советских мониторов в военных действиях

Участие советских мониторов в военных действиях

22  июня 1941 г. Германия внезапно напала на Советский Союз, по­лучив почти тотальное тактическое преимущество. В течение недели группа армий «Центр» генерала Бока фактически вытеснила советские войска из Западной Украины и Западной Белоруссии за исключением Припятских болот. Именно здесь Пинская флотилия, усиленная мони­торами «Ростовцев» и «Жемчужин» из состава Дунайской флотилии, дала бой и оказала доблестное сопротивление германским войскам. Этот корабль 11 августа 1941 г. в сопровождении двух канонерских ло­док в районе Кременчуга попал под огонь германских танков. Благопо­лучно выйдя из-под обстрела, командир отряда решил вернуться и унич­тожить танки противника. В результате боя на мониторе вышла из строя машина, и он приткнулся к берегу в районе деревни Тарасовка. 12 авгу­ста, находясь под обстрелом и израсходовав свой боезапас, корабль был взорван экипажем. В ночь с 11 на 12 июля 1941 г. монитор «Бобруйск» под командованием старшего лейтенанта Ф.К. Семенова вошел в реку Припять в 30 км за линией фронта и успешно громил германские войс­ка около Давид-городка.

11  июля 1941 г. мониторы «Винница» (ст. лейт. Б.А. Юшин), «Ви­тебск» (ст. лейт. А. И. Варганов), «Житомир» (ст. лейт. А.П. Быков), успешно организовали огневую поддержку атаки 232 пехотной диви­зии, действовавшей около Бобруйска.

26 июля «Смоленск» (ст. лейт. А.Ф. Пицук) вместе с 3 бронекатера­ми разрушил переправу германских войск у Березины, находившуюся в 12 км за линией фронта. На обратном пути немецкая артиллерия по­вредила монитор и потопила один бронекатер.

29 августа 1941 г. захватчики уже контролировали оба берега Днеп­ра в районе впадения Припяти. Мониторы оказались отрезанными и их судьбы во многом остаются неясными. Известно, что три корабля потоплены 26 августа вблизи моста около деревни Печки, когда они пы­тались прорваться через шквальный огонь. Сообщалось, что «Бобруйск» разбомбили штурмовики Люфтваффе, а «Смоленск» действовал на реке Десне до середины сентября 1941 г., а затем, после блокирования путей отхода на Киев, его затопил собственный экипаж. 18 сентября 1941 г. «Ростовцев», «Левачев» и «Флягин» были взорваны личным составом, когда наши войска оставляли Киев, корабль «Мартынов» постигла та же учесть в 4 км выше селения Благовещенское. Команды мониторов влились в отряды морской пехоты.

Единственный монитор Дунайской флотилии — «Железняков» — в июле 1941 г. в Днепр не вошел, потому и не попал в западню под Кие­вом. Этот легендарный корабль встретил войну у Измаила, затем огнем своих орудий поддерживал советские войска на Дону, Кубани и в При­азовье. Провоевав всю войну, он 30 августа 1944 г. пришел в Измаил в качестве флагманского корабля воссозданной Дунайской флотилии, а впоследствии принимал участие в завершающих боях на Дунае, дошел до Будапешта.

После восстановления «Железняков» в 1967 г. стал кораблем-памятником, экспонатом № 1 музея Киевского завода «Ленинская кузница», со стапелей которого он сошел в 1936 г. Поднятый в 1945 г. «Ростовцев» до исключения из списков флота использовался как учебный корабль.

Героически закончили свой боевой путь бывшие польские монито­ры, создание которых, безусловно, следует считать большим техничес­ким достижением. Но, как известно, чем меньше водоизмещение ко­рабля и жестче ограничения по длине и ширине корпуса, тем труднее воплотить в нем самые противоречивые требования по размещению вооружения, бронирования добиться необходимой скорости хода и особенно — осадки. Все это требует высокой технической культуры при проектировании, постройке и эксплуатации этих уникальной ко­раблей. И не совсем удачная попытка перевооружения бывших польских кораблей в составе Пинской военной флотилии, после кото­рой возросла осадка корпуса, яркий тому пример.

Стоит отметить, что еще до начала II мировой войны, после ввода в строй советских бронированных катеров, спроектированных замеча­тельным русским инженером Ю.Ю. Бенуа, мониторы типа «Гданьск» и «Краков» уже морально устарели. Дело в том, что бронекатера «днеп­ровского» и «амурского» типа, вооруженные практически одинаковой с польскими кораблями артиллерией (для противопульного брониро­вания определяемого только мощью снаряда), имели меньшую осадку и значительно более высокую скорость. Но самое главное, советские бронекатера, конструктивно приспособленные для перевозки по же­лезным дорогам, обладали невероятной оперативной и стратегической мобильностью, недоступной польским мониторам.

Поэтому все бывшие польские мониторы, а заодно и 4 погибших советских корабля типа «Железняков», после подъема в 1944— 1945 гг., без сожаления отправили на слом с двусмысленной формулировкой «ввиду невозможности восстановления».

И только речные мониторы Амурской и Дунайской флотилий с мощ­ной артиллерией и противоснарядным бронированием, построенные еще до начала Первой мировой войны, в межвидовой конкуренции смогли «противостоять» бронекатерам до конца 50-х гг. XX века, пока их не ра­зобрали на металл.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД