Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Паровой и несамоходный флот

Обширная система реки Амур также во многом послужила делу ста­новления России на Дальнем Востоке. Первоначальная колонизация края шла исключительно по рекам: Амуру Зеи и Уссури. И вплоть до XX в. реки эти служили наиболее дешевыми, удобными, а часто и единственными путями сообщения. В период постройки Сибирской железной дороги реки Приамурья служили сначала в качестве путей подвоза строительных ма­териалов, а затем как подъездные пути Транссибирской магистрали.

Но судоходство здесь затруднялось ежегодными периодами мелково­дья, особенно по Шилке, Верхнему Амуру и Уссури, и поздним вскрыти­ем Нижнего Амура. Большие неудобства для судоходства представлял мел­кий Амурский лиман, преграждавший доступ в устье Амура глубокосидящим морским судам. Поэтому для улучшения фарватера рек в 1886 г. при­шлось установить особый сбор с плававших по системе реки Амура судов, который давал ежегодное поступление около 12 тыс. рублей. Однако, как показал опыт, на эти средства можно было только удалять наиболее опас­ные камни с фарватера рек.

Ïàðîõîä "Áëàãîâåùåíñê"

В 1896 г. система речных сообщений Приамурского края увеличи­лась после присоединения к ней реки Сунгари. Значение этой реки, от­крывшей обширный грузопоток изделий русской фабрично-заводской промышленности и являвшейся своеобразным подъездным путем для Сибирской железной дороги, представлялось очевидным. Через русско­го посланника в Пекине удалось получить согласие китайского прави­тельства на плавание нескольких русских пароходов по Сунгари и по­купку русскими купцами хлеба, скота и других припасов в китайских городах Саньсин и др.

Пароходство по Сунгари понемногу наращивало эффективность. Так, 16 июля 1897 г. возвратился в Хабаровск из плавания по Сунгари па­роход купца Тифонтая «Соболь». Торговая экспедиция оказалась удачной, на пароходе привезли 100 голов крупного рогатого скота, китайскую муку «майзу» и зерновые продукты.

Ïàðîõîä "Àìóð"

Пароходство на Амуре развивалось очень быстро. Так, если в 1894 г. по этой реке ходило 55 пароходов и 51 баржа, то через два года число парохо­дов возросло до 94, а барж — до 129. Грузоподъемность же увеличилась почти в три раза.

Амурский речной флот в 1903 г. насчитывал уже 153 парохода и 218 барж. Если не принимать в расчет суда Амурского общества пароход­ства и торговли (получавшего крупные субсидии из государственного бюджета) и казенных пароходов, в том числе и Китайско-Восточиой железной дороги, Амурский речной флот состоял из 105 пароходов и 109 барж.

Ïàðîõîä "Õàáàðîâñê"

Но более важное значение Амурская линия имела именно как страте­гический и единственный военный путь, соединявший русские аванпос­ты на Дальнем Востоке с Центральной Россией. В связи с этим и приходи­лось содержать на Амуре достаточно многочисленный речной флот, спо­собный в случае надобности перевозить войска и военные грузы. Понят­но, что содержание для этой цели казенного флота требовало от империи слишком больших затрат. Однако с уничтожением речного флота и пре­кращением грузовых перевозок по Амуру усложнялась бы задача воен­ной охраны границы.

Недостаток рабочей силы приводил к удорожанию стоимости содер­жания пароходов на Амуре. Так, если на Волге на одну номинальную силу мощности парохода приходились 24,6—32,8 т груза, то на Амуре (и осо­бенно на Шилке) — только около 6,5 т. При этом следует заметить, что пароходчики Амурской линии, зарабатывая менее своих волжских кол­лег, несли более крупные расходы, как по эксплуатации, так и по ремонту. Проживание в этих краях было дорогим, а потому и труд стоил в несколь­ко раз дороже, чем на Волге. К этому следует добавить, что груз по Амуру большей частью шел только в одну сторону.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД