Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Амурские флотилии (1857-1918 гг.)

Как уже упоминалось выше, русские землепроходцы впервые появи­лись на Амуре еще в середине XVII в. Это были отдельные ватаги казаков, собиравшие дань в казну. И лишь в ссредине XIX века, благодаря энергич­ной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на Дальнем Востоке существенно оживилась. В 1852 г. началось паровое судоходство в водах Дальней Рос­сии. На Амур вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском за­воде. 14 мая Н.Н. Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинс­ка в первую военную экспедицию. Через месяц караван благополучно при­был на пост Мариинский, недалеко от которого конная сотня казаков За­байкальского войска основала станицу Сучи. На судах каравана прибыли также необходимый строительный инструмент, материалы, боезапас, и запасы продовольствие на два года.

С началом навигации 1854 г. второй сплав также перевез конную каза­чью сотню с необходимыми двухгодичными запасами. Командир отряда есаул Скобельцын должен был обследовать устье реки Бурей с целью вы­бора места для новых поселений конного полка и четырех пеших казачь­их батальонов.

Весной 1857 г. переселение казаков пошло интенсивнее, так как в Ни­колаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду пароходы Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре удалось основать 17 казачьих станиц, в которых разместились 3 конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число казаков соста­вило 1 850 душ обоего пола. В течение следующего 1858 года число пересе­ленцев составило уже 2 350 душ, а число станиц — 32. Казачий конный полк удалось сформировать полностью. После этого началось переселе­ние пеших казаков, основавших станицу Хабаровку (ныне город Хаба­ровск).

Флотилия казенных пароходов на р. Амур 1857-1867гг.

1801

1802

С 1857 по 1863 год флотилия казенных пароходов и барж на реке Амур достигла значительных размеров и занималась, в основном, хозяйствен­ными перевозками для снабжения всем необходимым военных постов и казачьих станиц. Костяк флотилии составляли пароходы Военного ведом­ства, часть из которых могла вооружаться артиллерией. Личный состав всех ведомственных пароходов комплектовался моряками Амурского флотского экипажа.

В 1878 г. для укрепления обороны устья реки Амур по железной дороге в Николаевск-на-Амуре были перевезены миноноски, которые вошли в состав Сибирской флотилии.

Ìèíîíîñêà ¹ 97

Миноноски Сибирской флотилии (постройки 1878 г.)

1803

В 1885 г. командующий войсками Приамурского военного округа впер­вые поставил вопрос о создании Амурской речной флотилии. По эконо­мическим соображениям решение не состоялось, но с 1897 г. начала дей­ствовать небольшая Амуро-Уссурийская казачья флотилия. Однако обре­мененные обслуживанием станиц два парохода этой флотилии только в исключительных случаях могли содействовать охране границ и бороться с бандами хунхузов. Поэтому в 1898— 1900 гг. вопрос о создании мощной речной флотилии рассматривался в межведомственной комиссии, рабо­тавшей по инициативе Военного министерства.

Огромное значение реки Амур особенно рельефно выявилось в 1900 г., во время боксерского восстания, когда КВЖД еще только строилась, а материалы доставлялись сплавом по рекам. Поэтому для усмирения вос­стания хунхузских шаек войска с боевыми запасами пришлось перево­зить на коммерческих пароходах и баржах, на которых временно устраи­вали импровизированную защиту из мешков с землей и песком.

Кроме этого, пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии, а так­же Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого командир Владивостокского порта выделил 10 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 47-мм и 1 37-мм пятистволь­ную пушку Гочкиса.

1793

Наспех вооруженные пароходы принесли большую пользу в качестве разведчиков, конвойных и сторожевых судов. А вольнонаемный коман­дир «Селенги» был награжден Георгиевским крестом.

В 1901 г. наместник на Дальнем Востоке поднял вопрос о постройке для Амура нескольких канонерских лодок различных типов. По его хо­датайству были заложены 4 мореходных канонерских лодки типа «Ги­ляк» для защиты устья Амура и 10 лодок с малой осадкой типа «Бурят» и «Вогул».

Во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. необходимость обо­роны реки возросла, так как КВЖД не справлялась с перевозкой необхо­димых грузов и их значительная часть переправлялась по рекам Амурско­го бассейна

Из-за неготовности канонерских лодок, строившихся в Сормово, при­шлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского Общества Пароходства и Торговли и Министерства путей со­общения. наскоро вооружив их артиллерией, и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кро­ме этого, с Балтийского флота, по железной дороге дополнительно пере­везли миноноски, и спустили их на воду в поселке Кокуй.

Миноноски, отправленные в 1904 г. для усиления обороны устья р.Амур

1804

1794

Вооруженные пароходы и баржи 1904-1905 гг.

1805

В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России Южно-Уссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стра­тегических целях. Значение реки Амур как единственной коммуникаци­онной линии еще более возросло.

В состав флотилии после окончания войны вошли 8 более мощных кораблей типа «Шквал». Впервые в мире на них установили двигатели внут­реннего сгорания. Благодаря этому дальность действия кораблей увели­чилась до 5.600 км. Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме этого, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу — ар­тиллерийских бронекатеров типа «Штык».

1795

10 мая 1907 года состоялся первый парад кораблей и строевой смотр личного состава Амурской флотилии. Главная база флотилии находилась в Осиповской протоке. Здесь располагались береговая радиостанция, штаб флотилии казармы и дома для офицеров и их семей, а также механичес­кий, котельный и деревообрабатывающий цеха. Первый командующий флотилией — капитан 1 ранга А. А. Кононов. В 1910 г. его сменил контр - адмирал Бергель.

Посыльные суда Амурской флотилии

1806

Летом 1910 г. корабельный и судовой состав флотилии был укомплек­тован полностью. Общее число боевых кораблей и вспомогательных су­дов различного назначения достигло 38.

Наличие Амурской речной флотилии очень помогло в 1910 г. при пере­смотре договоров с Китаем об условиях судоходства по реке Амур и его притокам, так как она к этому времени уже составляла значительную силу.

Исходя из опыта русско-японской войны, в августе 1905 года Морское министерство выдвинуло требование об усилении бронирования и артилле­рийского вооружения строившихся канонерских лодок. Корабли находи­лись уже в большой степени готовности и по первоначальному проекту при­шлось достроить 3 единицы. В целом канонерские лодки типа «Бурят» счита­лись довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными плавать в сложных условиях Амура и Уссури. Одним из основных их недостатков являлись морально устаревшие и тяжелые котлы локомотивного типа.

Канонерские лодки типа "Бурят"

1807

Главные механизмы — 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью по контракту 480 индикаторных л.с.

На приемных испытаниях машины развивали мощность от 250 до 270 индикаторных л.с. 2 огнетрубных котла и 1 пародинамомашина. Все главные и вспомогательные механизмы, а также паровые котлы — про­изводства Сормовского завода.

Наибольшая скорость по контракту — 11,5 узла. На приемных испы­таниях корабли показали скорость: «Орочанин» — 11,04 узлов; «Монгол» —  11,09 узлов; «Бурят» — 11,28 узлов. Скорость экономического хода — 8 узлов. Нормальный запас топлива — 36 т нефти. При усиленном запасе дополнительно загружалось — 45,9 тонн. Дальность плавания — 1100 миль, при скорости хода — 10 узлов. Бронирование: элеваторы, погреба боезапа­са и орудийные щиты — 12 мм. Личный состав: офицеров — 3; кондукто­ров — 2 и матросов — 35 человек.

Артиллерийское вооружение: 2 75-мм пушки, с длиной ствола 50 ка­либров (дальность стрельбы — 48 кб, скорострельность — 8 выстрелов в минуту, боезапас — 318 унитарных выстрелов); 4 7,62-мм пулемета; 2 64-мм десантных пушки Барановского; 2 47-мм салютные пушки; 1 прожек­тор диаметром 60 см.

Радиотелеграфная станция мощностью 1,5 кВт («Telefunken»).

Êàíîíåðñêàÿ ëîäêà òèïà "Áóðÿò"

Судьбы канонерских лодок «Бурят», «Монгол» и «Орочанин» перво­начально ничем не отличались. С сентября 1914 по 1918 гг. корабли нахо­дились в порту на долговременном хранении. И 6 декабря 1917 г. перешли на сторону Советской власти.

«Бурят» летом 1918 г., участвовал в боях на реке Иман. В июне 1918 г. орудия и пулеметы с «Монгола» были сняты и установлены на бронепоез­да. Отбиваясь от японских интервентов в конце сентября 1918 г. «Ороча­нин» дошел по Зее до Белгородского моста, где и был взорван экипажем. После войны не восстанавливался, и разобран на месте в 1923 г.

«Бурят» и «Монгол» 7 сентября 1918 г. захватили японские интервен­ты в Хабаровске, и осенью 1920 г. увели на остров Сахалин. 5 мая 1925 г. корабли возвращены в СССР и сданы в порт на хранение. С сентября 1926 г. вошли в состав Дальневосточной вооруженной флотилии. В 1929 г. уча­ствовали в советско-китайском конфликте. С 27 июня 1931 г. — в составе Амурской Краснознаменной флотилии.

В 1932 г. на корабле «Бурят» провели капитальный ремонт корпуса и механизмов. «Монгол» прошел такой же ремонтв 1937 году. В 1944 — 1945 гг. вооружение каждого из кораблей дополнили 2 37-мм зенитными автома­тами и 7 12,7-мм пулеметами. Корабли участвовали в войне с Японией. Сданы налом в 1958 г.

Канонерские лодки типа «Вогул» первоначально строились как тип «Бурят». По результатам испытаний опытной канонерской лодки № 11 решили резко усилить огневую мощь серийных кораблей, а так же уста­новить противоосколочное бронирование погребов боезапаса, машинно­котельного отделения и боевой рубки. Реконструкцию проводили в по­селке Кокуй Читинской губернии.

Достройка всех канонерских лодок практически завершилась к марту 1908 года, но из-за отсутствия артиллерийского вооружения ввод в строй задержался. Официально корабли зачислили в состав действующего фло­та приказом по Морскому ведомству 24 сентября 1909 г., лишь после того, как были установлены и испытаны 120-мм орудия. Являлись одними из самых мощных и совершенных речных кораблей в мире.

Канонерские лодки типа «Вогул»

1808

Наибольшая скорость хода на приемных испытаниях: «Вогул» — 9,7 уз.; «Зырянин» — 10,3 и «Сибиряк» — 10,1 уз. Скорость экономического хода — 8 уз. Нормальный запас топлива — 102 т нефти. Дальность плава­ния — 1700 миль (при скорости хода — 8 уз.). Бронирование: бортовой пояс и боевая рубка — 12,7 мм. Палуба и траверсы — 9,5 мм. Личный со­став: офицеров — 4; кондукторов — 2; матросов — 57 человек.

Артиллерийское вооружение: 2 120-мм пушки с длиной ствола 45 ка­либров (дальность стрельбы — 70 кб; скорострельность — 9 выстрелов в минуту; боезапас по 150 выстрелов на ствол); 1 122-мм гаубица (боезапас —  200 выстрелов); 4 — 7,62 мм пулемета, 1 прожектор диаметром 60 см. Радиотелеграфная станция — мощностью 1,5 кВт («Telefunken»).

Êàíîíåðñêàÿ ëîäêà òèïà "Âîãóë"

Судьбы канонерских лодок типа «Вогул» первоначально так же ни­чем ие отличались друг от друга. С сентября 1914 по 1918 гг. корабли находились в порту на долговременном хранении. Отличился только «Калмык», который после начала войны 3 августа 1914 года на внешнем рейде Нико­лаевска захватила немецкий пароход «Dortmund». 6 декабря 1917 г. все ко­рабли серии перешли на сторону Советской власти. 7 августа 1918 г. по­вреждены, и частично затоплены в Осиповском затоне города Хаба­ровска. И в тот же день корабли захватили японские интервенты.

Осенью 1920 г. японцы увели канонерскую лодку «Вотяк» на Сахалин. 

7 февраля 1920 г. после восстановительного ремонта введена в состав морских сил Дальневосточной республики канонерская лодка «Сибиряк» (1 120-мм японское орудие; 2 76,2-мм полевых орудия на морских стан­ках). Несла брандвахтенную службу на реке Сунгари. Участвовала в гражданской войне. С января 1922 г. входила в народный речной флот Дальневосточной республики, с ноября 1922 г. — в морских силах Даль­него Востока. В 1924 г. находилась в оперативном подчинении Морпогранохраны ОГПУ, и несла службу на государственной границе

В феврале 1921 г. «Вогул» после восстановительного ремонта и воору­жения (установлены 3 76,2-мм полевых орудия) включен в состав морс­ких сил Дальневосточной республики. Весной 1921 г «Калмык» так же восстановили и вооружили аналогичным образом. Корабли несли брандвахтенную службу на реке Сунгари, находясь в оперативном подчинении морпогранохраны ОГПУ.

В декабре 1921 г. «Калмык», во избежание захвата японцами, разору­жен и затоплен экипажем в Хабаровске. В апреле 1922 г. корабль поднят, отремонтирован и вновь введен в строй. Но в сентябре 1923 г. сдан на лом и разобран в Хабаровске. В этот же год разобрали на металл «Зырянина» и «Корела», а на следующий год — «Киргиза».

В 1927 г. канонерская лодка «Сибиряк» перевооружена на два штат­ных 120-мм и 2 76,2-мм орудия. 1 мая 1927 г. лодка «Вотяк» возвращена СССР, и сдана в порт на хранение. 15 февраля 1928 г восстановлена, и введена в строй (2 120-мм орудия, 1 40-мм зенитный автомат).

«Вогул», «Вотяк» и «Сибиряк» участвовали в советско-китайском во­оруженном конфликте на реке Сунгари в октябре — ноябре 1929 г.

В 1935—1936 гг. «Сибиряк» прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов, а так же перевооружение (установлены: 2 100-мм пушки, и 1 122-мм гаубица). На следующий год такой же ремонт, и аналогичное пере­вооружение прошел «Вотяк». А в 1939— 1941 гг. — «Вогул».

В 1942 г. на корабле «Вотяк» дополнительно установлены 3 37-мм зе­нитных автомата и 4 12,7-мм пулемета ДШК.

В 1942—1943 гг. «Вогул» прошел повторную модернизацию артилле­рийского вооружения (2 100-мм универсальные пушки 1 37-мм зенит­ный автомат; 4 20-мм зенитных автомата).

В 1944 г. «Сибиряк» еще раз прошел капитальный ремонт и перевоо­ружение (3 100-мм универсальные пушки; 2 37-мм зенитных автомата; 4 20-мм автоматические пушки фирмы «Erlikon»).

Корабли принимали участие в Маньчжурской стратегической насту­пательной операции, обеспечивали продвижение советских войск вдоль реки Амур и обстреливали Фуюань. С сентября L945 г. «Вогул» — гвардей­ский корабль, а 9 августа 1955 г. — разоружен и переоборудован в учебно тренировочную станцию. «Вотяк» сдан налом 25 мая 1949 г А «Сибиряк» —    в марте 1958 г.

В годы первой мировой войны корабли участия в боевых действиях не принимали. В конце августа 1914 — в начале 1915 гг. с некоторых из них сняли двигатели и вооружение, которые отправили на Север и Балтику.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД