Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал»

Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал» проектировались специально для действий на водных путях Амурского бассейна, где отсут­ствовала сеть угольных станций, а единственная база находилась в Хабаров­ске. Это обстоятельство впервые в мировой практике предопределило исполь­зование дизельной силовой установки. Проект разрабатывался на основе опыта русско-японской вои­ны и требований Главного Морского Штаба. Впослед­ствии его значительно усовер­шенствовали конструкторы Балтийского завода.

В 1907 г. Морское мини­стерство выдало заказ на по­стройку 8 бронированных башенных канонерских ло­док водоизмещением по 900 т для вновь созданной флоти­лии, формировавшейся с це­лью защиты устья Амура и мелководного побережья Та­тарского пролива.

Перед строителями ка­нонерских лодок стояли очень жесткие условия: осадка не должна превы­шать 1,2— 1,4 м, а запаса топ­лива должно хватить для пе­рехода из Хабаровска в Бла­говещенск и обратно. Нако­нец, на кораблях требова­лось установить дальнобой­ные морские орудия круп­ного калибра, надежную броню и обеспечить ско­рость хода не менее 10 уз.

В процессе проектирова ния выяснилось, что всем этим требованиям можно удовлетворить лишь в том случае, если установить па кораблях дизели. Канонерс­кие лодки Амурской флоти­лии явились первыми в мире надводными кораблями с ди­зелями в качестве главных двигателей. Главные меха­низмы — 4 четырехтактных четырехцилиндровых дизеля производства Санкт-Петербургского завода «Людвиг Нобель» мощностью по 250 л.с. были установлены на «Грозе», «Шторме», «Вихре» и «Тайфуне». На «Урагане», «Вьюге», «Смерче» и «Шквале» — производства Коломенского завода мощностью по 260 л.с. На каждом корабле стояли по 3 дизель-генератора 320 А, 105 В

Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на 11 отсе­ков и имел в средней части двойное дно. На палубе не было никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен. На лодках устано­вили по 4 нереверсивных дизеля мощностью 250 л.с. каждый. Двигате­ли соединялись с гребными валами через электропередачу, которая яви­лась одним из наиболее значительных новшеств, осуществленных кон­структорами лодок.

В острой конкурентной борьбе между судостроительными предприя­тиями за получение этого заказа победителем вышел Балтийский завод.

12 мая 1907 г. правление Балтийского завода подписало контракт на постройку восьми речных башенных канонерских лодок.

Эту работу предстояло осуществлять в совершенно необычных усло­виях: полностью собрать и испытать в Финском заливе головной корабль «Шквал», после чего разобрать и вновь собрать его на Дальнем Востоке. Там же намечалось организовать окончательную сборку, испытания и сдачу остальных семи канонерских лодок.

Временную верфь для сборки корпусов канонерских лодок Балтийс­кий завод построил в поселке Кокуй на реке Шилке, впадающей в Амур, недалеко от города Сретенска, к которому вела железнодорожная ветка.

Небольшая глубина Шилки не позволяла провести полностью достро­енные броненосные канонерки в Хабаровск, поэтому в Кокуе решили про­изводить только сборку корпусов и установку некоторых механизмов, а окончательную достройку осуществлять в Хабаровске.

Все работы в Кокуе осуществляло специально созданное для этих це­лей Амурское отделение Балтийского завода. В Кокуе Балтийский завод построил для мастеровых пять больших, с паровым отоплением и элект­рическим освещением, деревянных бараков с общими нарами на 100 и более человек.

Первая партия мастеровых выехала в Кокуй в конце сентября 1907 года и уже 22 октября приступила к работе на месте. Рабочие труди­лись в трех деревянных мастерских: судостроительной, слесарно-мед­ницкой с кузницей и столярно-малярной, имевших паровое отопле­ние и электрическое освещение. Станки приводились в действие от трансмиссии. Этот маленький поселок обслуживала электростанция состоявшая из пародинамомашины и небольшого парового котла, по­строенного на Балтийском заводе. Сжатый воздух для пневматичес­ких инструментов вырабатывался четырьмя паровыми компрессора­ми. Для обеспечения достроечных работ балтийцы соорудили и пла­вучую мастерскую.

Корпуса канонерских лодок собирались на стапелях, расположен­ных параллельно берегу реки Шилка в два ряда, и спускались боком.

Предварительная сборка корпусов началась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1907 г. Осуществлялась она в каменном эллинге на специальных стапелях, которые позволяли строить одновременно несколько корпусов. Однако из-за пожара в эллинге работы вскоре пре­кратились. Сгорели стапели, часть деталей для канонерских лодок ока­залась поврежденной. Пожар непоправимо повредил также пневмати­ческие инструменты и компрессор. Значительно пострадал и сам эл­линг. Стапели для сборки корпусов пришлось заново строить вне эл­линга.

Корпуса канонерских лодок собирались на временных болтах, все детали тщательно подгонялись, чтобы на месте облегчить их сборку. Затем они разбирались, все детали маркировались и перевозились на подводах зимой через Неву на станцию «Новый Порт», а летом через весь город на товарную станцию Николаевской железной дороги. С каждым эшелоном отправлялись по два мастеровых, хорошо знавших порядок сборки деталей.

Спуск башенной лодки «Шквал» состоялся 28 июня 1908 г. Дост­ройка «Вихря», «Вьюги», «Грозы», «Смерча», «Тайфуна», «Урагана» и «Шторма» происходила в Хабаровске весной и осенью 1909 г., так как летом река мелела. Здесь Балтийский завод специально построил и обо­рудовал мастерские. Сдача кораблей задерживалась из-за несвоевре­менной поставки дизелей и вооружения. К концу 1910 г. все канонерс­кие лодки вступили в строй.

Башенные канонерские лодки типа "Шквал"

1809

По настоящее время никому в мире не удалось превзойти эти реч­ные корабли по мощи артиллерийского вооружения, конструктивной защите и столь малой осадке.

Несмотря на свое малое водоизмещение, корабли типа «Шквал» яв­ляются гордостью отечественного кораблестроения и до настоящего времени не превзойдены по своим основным тактическим и конструк­тивным характеристикам. Башенные канонерские лодки отличались мощной артиллерией, большой прочностью корпуса и хорошей море­ходностью.

Наибольшая контрактная скорость хода — 11 уз. На приемных ис­пытаниях башенные лодки показали скорость: «Ураган» — 11,5; «Вью­га», «Гроза», «Шторм», «Смерч» и «Шквал» — 11,3 узла; «Вихрь» — 11,9 узла. Скорость экономического хода — 8 уз.

Нормальный запас топлива — 112,5 т соляра. Дальность плавания —  726 миль (при скорости хода — 8 уз.).

Бронирование. Бортовой пояс: 38,1; 76,2 и 38,1 мм. Артиллерийские башни — 76,2 и 25,4 мм. Кожух машинного отделения — 31,8 мм, палу­ба — 19 мм, Боевая рубка — 50,8 и 19 мм.

Артиллерийское вооружение: 2 152-мм пушки с длиной ствола в 50 калибров (дальность стрельбы — 95 кб, скорострельность — 5 выстре­лов в минуту, боезапас — 40 выстрелов); 4 120-мм пушки с длиной ство­ла — 50 калибров (дальность стрельбы — 82 кб, скорострельность 6 выс­трелов в минуту, боезапас — 50 выстрелов); 6 7,62-мм пулеметов. Прожек­тор диаметром 60 см.

152-ìì áàøåííàÿ óñòàíîâêà

Радиотелеграф Морского ведомства образца 1909 г., мощность — 1   кВт.

Áàøåííàÿ êàíîíåðñêàÿ ëîäêà òèïà "Øêâàë"

В августе 1914 г. все башенные лодки были разоружены и сданы в порт на хранение, а 6 декабря 1917 г. они перешли на сторону Советской власти. 7 сентября 1918 г. захвачены в Осиповском затоне города Хабаров­ска японскими интервентами в поврежденном и частично затопленном состоянии.

«Ураган» и «Шторм» 17 февраля 1920 г. вошли в состав советских морских сил Дальневосточной республики (без 120-мм орудий). В фев рале 1920 г. поднят «Смерч», разоружен и сдан в порт на хранение. «Вьюга» летом 1921 г. переоборудована в плавбатарею (4 120-мм и 2 76,2-мм полевые пушки). «Шквал» сенью 1920 г. уведен японцами на Сахалин.

17 февраля 1920 г. «Тайфун» вновь вошел в состав советского флота Из-за отсутствия вооружения и механизмов был законсервирован. Вес­ной 1921 г, расконсервирован, вооружен полевыми орудиями, и переве­ден класс плавучих батарей. В июле 1921 г. корабль сдан Хабаровскому порту на долговременное хранение. В октябре 1921 г., ввиду угрозы захва­та японцами, эвакуирован в станицу Екатерино-Никольскую.

«Гроза» использовалась японцами для брандвахтенной службы. 17 февраля 1920 г. вновь вошла в состав советского флота. 23 декабря 1921 г. взорвана экипажем в Хабаровске во избежание захвата японцами. Вес­ной 1922 г. затонула во время ледохода. 

22 декабря 1921 г. «Смерч» подорван экипажем в Хабаровске во избе­жание захвата японцами и белогвардейцами. 15 октября 1923 г. восстанов­лен «Вихрь» (вооружение отсутствовало).

В 1926-1927 годах «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ре­монт корпуса и перевооружение, с установкой во всех башнях 6 120- мм орудий. 1 мая 1927 г. «Шквал» возвращен СССР, и 16 июня 1927 г. отремонтирован и вооружен 6 120-мм орудиями; 4 12,7-мм и 6 7,62- мм пулеметами.

В 1927 г. «Вьюга» прошла капитальный ремонт корпуса и механиз­мов, с перевооружением (4 152-мм орудия в башнях и 6 7,62-мм пуле­метов).

В 1928 г. «Вихрь» переоборудован в плавбазу гидросамолетов (4 гид­росамолета типа «МР-1»),

Все вышеперечисленные восстановленные и перевооруженные ба­шенные канонерские лодки участвовали в советско-китайском вооружен­ном конфликте в октябре — ноябре 1929 г.

В 1931 г. «Ураган» прошел капитальный ремонт. 24 июля 1932 г. был восстановлен «Смерч» и «Тайфун» (6 120-мм орудий). В 1934 г. «Вихрь» прошел капитальный ремонт, и переоборудован в монитор (4 130-мм орудия; 2 85-мм орудия; 4 37-мм зенитных автоматов; 6 12,7-мм пулеме­тов ДШК). В 1934— 1935 гг. на «Вьюге» дополнительно установили 2 37- мм зенитных автомата и 4 12,7-мм пулемета ДШК. В 1936 — 1937 гг. «Смерч» прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с перево­оружением (установлены 4 130-мм орудия; 2 37-мм зенитных автомата; 4   12,7-мм зенитных пулемета ДШК и 5 7,62-мм пулеметов).

С 1936 по 1939 гг. «Вихрь» и «Тайфун», а в 1937 — 1938 гг. «Шквал» — прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (установлены по 2 85-мм орудия; по 2 37- мм зенитных автомата; и по 6 12,7-мм пулеметов ДШК).

В 1940 г. «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (уста­новлены: новые приборы управления огнем; 4 152-мм орудия в баш­нях; 2 37-мм и 6 12,7-мм пулемета ДШК, которые в 1943 г. заменили на 6 20-мм автоматических пушек фирмы «Эрликон»).

Мониторы типа «Шквал» к концу Великой Отечественной войны представляли собой значительную силу. Кроме «Свердлова», который перевооружался уже после войны на них 76-мм зенитные орудия за­менили 85-мм, прикрытыми башенноподобными щитами, установили 37-мм автоматы, а на бортовых башнях и палубе — 20-мм «Эрликоны».

В отличие от других «Ленин» имел на носовой башне еще одну не­большую башню, предназначавшуюся для защиты 12,7-мм пулеметов ДШК.

В 1944 г. на «Вихре», «Шквале», «Вьюге» и «Смерче» вместо 12.7-мм пулеметов установили по 6 30-мм автоматических пушек фирмы «Эр­ликон».

Все мониторы, кроме стоявших на ремонте «Кирова» и «Дзержин­ского», принимали участие в боевых операциях. Мониторы «Свердлов» и «Сунь-Ятсен» за мужество и героизм их экипажей получили высокое звание гвардейских.

Во время Маньчжурской операции корабли обеспечивали продви­жение советских войск вдоль реки Амур. «Шквал» удостоен гвардейс­кого звания. «Тайфун» после окончания боевых действий, использо­вался как учебный корабль. В марте 1958 г. все корабли типа «Шквал» сданы в отдел фондового имущества для разборки на металл. 

Монитор «Сунь-Ятсен» еще тринадцать лет нес охрану дальневос­точных рубежей нашей Родины, затем его как устаревший исключили из списков флота и сдали на слом. 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД