Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ПЕРВЫЕ РУССКИЕ МИНОНОСЦЫ. Р.М.Мельников / “Выборг” — начало “стотонников”.

“Выборг” — начало “стотонников”.

 

Как и в опыте постройки “Котлина”, отече­ственное судостроение серией типа “Измаил” под­твердило, что готово к освоению “миноносного” производства. Необходимо лишь совершенствова­ние и коренное улучшение машиностроительной отрасли. Но вместо все более требовавшихся анали­за и реализации приобретенного опыта, настоя­тельно указывавшего на необходимость специали­зации выпуска миноносцев хотя бы на хорошо себя проявившем Николаевском Адмиралтействе, Мор­ское министерство вновь обратилось к загранич­ным заказам. При заказе нового корабля ставилась задача получить образец со скоростью до 20 уз., что заставило министерство согласиться на увеличение водоизмещения до 100 т.

В июле 1884 г. подобный проект русский во­енно-морской агентв Англии капитан 2 ранга В. М. Линден получил от фирмы Ярроу. Но обострение отношений с Англией в феврале 1885 г. сорвало за­каз, а затем выяснилось, что более выгодные усло­вия заказа предлагает фирма “Джеймс и Джордж Томсон” (верфь на р. Клайд близ Глазго). В заклю­чении МТК в июле 1885 г. впервые говорилось о том, что правильнее было бы развивать миноносное судостроение на отечественных верфях и что от фирмы Томсона, имевшей опыт лишь в постройке коммерческих судов, нельзя ожидать совершенного образца современного миноносца.

Но все же контракт было приказано, очевид­но, в интересах “экономии” (не входившие в число перворазрядных, подобные фирмы обычно согла­шались на более умеренные условия оплаты заказа) заключить именно с этой фирмой. И хотя в кон­тракте от 18 сентября 1885 г. фирма обязывалась учесть все замечания МТК (перечень, составленный Э. Е. Гуляевым, включал 25 п.п.), проектирование и постройка затянулись, а от предполагавшегося весьма важного новшества — установки поворот­ного минного аппарата завод сумел отговориться.

Сохранив традиционный конструктивный тип и состав вооружения (две носовые трубы), корабль отличался применением двухвальной энергетичес­кой установки (две машины и два локомотивных котла) и ее защитой бортовыми и поперечными угольными ямами. Новшеством стало применение полубалансирного руля, электрического освещения и прожектора на крыше командирской рубки. Непо­топляемость корабля обеспечивалась при затопле­нии любого из 14 отсеков. От захлестывания люков водой предохраняли высокие комингсы

Но отсутствие специализации в минонос­ном судостроении давало себя знать недоработ­ками проектных решений, не всегда высоким ка­чеством работ, сбоями графика постройки, по­ломками и авариями при испытаниях. Контрак­тный срок сдачи — лето 1886 г. выдержан не был. Назначенный командиром миноносца лейтенант Э. Н. Щенснович вынужден был доклады­вать морскому агенту о нежелании фирмы прово­дить испытания водонепроницаемости переборок по правилам русского флота, о требующей под­крепления верхней палубе, об участившихся случа­ях явной небрежности в работах.

Исправление неполадок затягивалось, и в итоге Э. Н. Щенснович вынужден был прийти к вы­воду о том, что ‘"заводчики обнаружили крайнюю непрактичность” и что "хороший завод оказался неумелым в постройке миноносца”.

Вместо оговоренного контрактом заверше­ния работ к 1 мая 1886 г., фирма лишь в июне суме­ла спустить корабль на воду, и только в августе на­чала испытания. Проведенные в условиях “кон­трактной нагрузки”, они позволили достичь ско­рости 20,6 уз., не при полном запасе угля (43 т) ско­рость составила 18,2 уз., а при испытаниях на Бал­тике — 16,2 уз. Корпус оказался непомерно облег­ченным, корма и вся палуба обнаружили сильную вибрацию. Из-за штормовых повреждений при­шлось по пути в Россию зайти для ремонта на за­вод Нормана в Гавре.

Миноносец "Выборг"

Большое опасение вызывали  “лязг и дребез­жание машин” на полной скорости, значительными была шумность котельных вентиляторов, выброс пламени и раскаленных остатков угля из дымовых труб. В 2—З раза более, в сравнении с другими ми­ноносцами,  оказался и расход угля на милю плава­ния. Это обстоятельство, по-видимому,  и заставило в числе первых в 1896 г. переоборудовать корабль под отопление котлов мазутом. Опыт оказался столь обнадеживающим, что в марте 1897 г. МТК решил перевести на отопление жидким топливом все корабли флота.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД