Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ПЕРВЫЕ РУССКИЕ МИНОНОСЦЫ. Р.М.Мельников / Морской устав, статья десятая.

Морской устав, статья десятая.

 

Регламентируя порядок службы и обязанности служащих на флоте, статья десятая во всех неоднократно менявшихся изданиях Морского устава, от 1885 до 1914года, сохраняла свою формулировку неизменной. И звучала она так: "Все чины флота во всякое время и при всех обстоятельствах должны вести себя так, чтобы поддерживать честь русского имени и достоинства русского флага". И для тех, кто всерьез веровал в воинскую честь и служил по долгу совести, статья десятая была высшим кодексом чести.

Люди партии траления, как показывает история, ни в чем не отступили от этого кодекса. Каким-то чудом, пройдя сквозь постигшую флот разруху 1917 года и все последовавшие потрясения, дошел до нас вахтенный журнал тральщика № 9, бывшего тральщика № 10, бывшего миноносца № 255, бывшего миноносца "Геленджик". Судя по записям в журнале, бытовало и название "миноносец-тральщик". И, наверное, убедительнее, чем документы блестяще организованных линкоров, крейсеров, подводных лодок и заградителей о порядке службы и дисциплине говорит этот вахтенный журнал малого корабля.

Существенно и то, что командовал им даже не офицер, как непременно было бы в доцусимском флоте, а достигший своей службой высокого доверия рулевой кондуктор Мацко. Как в старое доброе время, под неусыпным надзором придирчивого начальства, когда флот не знал еще ни позора цусимских "генерал- адъютантов", ни диких матросских мятежей, неторопливо и основательно, по всей, веками установленной форме повествовал журнал о жизни корабля.

Временной отрезок, отраженный в этом журнале, составляют дни от 1 января по 9 июня 1916г. По этим записям, корабль с 29 апреля 1914 г. состоял во внутреннем плавании и находился "в составе 2-го отделения Рейдовой партии траления мин заграждения Севастопольского порта под брейд-вымпелом начальника названной партии".

На 1 января 19.6 г. начальником рейдовой партии состоял лейтенант Скрябин, начальником 2-го отделения лейтенант Перфильев, заведующим судами, не назначенными в ранги, подпоручик по адмиралтейству Кондратьев. Командиром тральщика и был рулевой кондуктор Мацко.

В 8 час. утра 1 января 1916 г., последнего года, прожитого флотом без начавших разрушать его и всю Россию революционных потрясений, подняли праздничные стеньговые флаги. 13 января проводили в боевой поход "Императрицу Марию" под флагом командующего флотом. 30 января открывали бон для возвращавшейся с моря бригады линейных кораблей: "Евстафия", " Пантелеймона" (оба под флагами контр-адмиралов), "Иоанна Златоуста". Весь день, до 17 час. 30 мин., когда бон наконец закрыли, возвращались с моря группы кораблей, обеспечивавших выход флота.

В 11 час. 40 мин. пришли с моря крейсер "Память Меркурия" с четырьмя эсминцами 2 дивизиона и двумя 4 дивизиона. В 11 час. 50 мин. вернулись суда охраны рейдов "Колхида", "Буг", "Коршун", в 12 час. —тральщики "Россия", "Трувор", "Витязь", "Веста", в 12 час. 10 мин. — тральщики №№ 33, 35, 41,44, в 12 час. 50 мин. —№№ 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, в 13 час.—тральщики "Альбатрос", "Баклан" №№ 6, в 14 Час. 45 мин. — тральщики №№ 7 и 65.

В воскресенье 31 января ворота бонного заграждения открыли в 6 час утра. В 9 час. приняли се-мафор с "Георгия Победоносца": "Ожидаются крейсер "Алмаз", посыльное судно "Александр Михайлович" (тот самый пароход РОПиТ, который менее чем за сутки до нападения на Одессу и Севастополь дал радио о том, что на высоте Амастро он встретил "Гебена", идущего с двумя миноносцами курсом на Керемпе). На траверзе Херсонесского монастыря встретили "Александра Михайловича", спустя 40 мин. — крейсер "Алмаз", эсминец "Живой", подводную лодку "Морж".

Преодолевая почти штормовое волнение, пришли к мысу Феолент. Встреченный транспорт "Эммануэль" отвели к Херсонесскому маяку и, получив с маяка семафорное приказание начальника охраны рейдов, повели транспорт в Балаклавскую бухту. Среди стоявших здесь кораблей застали подводные лодки "Карась", "Лосось", "Судак". Флот, как огромный могучий организм, вел напряженную боевую жизнь.

Корабли постоянно находились у Босфора, осуществляя блокаду турецких берегов, особенно Угольного района, поддерживали наступление армии на Трапезонд, не теряли надежду когда-нибудь да изловить продолжавшего досаждать "дядю" "Гебена" и почти всегда неотступно сопровождавшего его "племянника" (так на флоте называли эту назойливую пару “ диверсантов”) "Бреслау"—"Мидили".

Замечательно активной была и удачливая служба, которая на совсем другом поприще выпала на долю более молодого сверстника "Геленджика" — миноносца № 256 или посыльного судна "Летчик". Так, не давая потеряться изначальному имени своего корабля, еще в 1914 г. записывал его в вахтенном журнале командир штабс-капитан по адмиралтейству Г.Г. Шинкаренко (он же Павлов). История этого корабля — еще одно свидетельство величия русского флота и немалая реклама строившему миноносец заводу Крейтона в Або. Пришедший в Черное море из Балтики, он отлично отслужил в качестве миноносца, и все же лучшая часть его биографии пришлась на мировую войну.

Десятки, если не сотни раз, его экипаж с волнением наблюдал за полетами над морем гидроаэропланов, ведомых отчаянными морскими летчиками. И всегда вовремя приходили к ним на помощь действовавшие посменно "Летчик" и "Летучий", когда боевые повреждения, “скиснувший” мотор или заевший пулемет заставляли летчиков совершать на воду вынужденную или аварийную посадку.

Практически все время состоя в отдельном плавании, "Летчик" часто выполнял роли крейсера, посыльного судна, конвоира и спасателя. Вместе с гидроаропланами он отправлялся в море на поиски вражеских подводных лодок и не раз выходил на них в атаки. Из-за сдававшей со временем техники и столкновений с неосторожными транспортами терпел, случалось, аварии, повреждения, менял гребные винты и их лопасти, обновлял технику и вооружение, проходил неодократные ремонты и каждый раз возвращался в строй флота.

В апреле 1915 г. с корабля сняли носовой минный аппарат и заделали его трубу, еще раз (после 1908-1909 г.) сменили локомотивный котел, сдвинули на шпацию в корму, установили две 47-мм и вернули прежние две 37-мм пушки и поворотный минный аппарат диаметром 380 мм. Оборудовали радиостанцией, позднее установили и пулемет.

Такое вооружение имели и бывшие миноносцы №№ 252 и 259 — "Учебный" и "Летучий". Бывший № 258 ("Поти") имел минный аппарат диаметром 45 см, одну 47-мм зенитную и две 37-мм пушки. 29 июня 1915 г. совместно с крейсерами "Память Меркурия" и "Император Александр II" (такие корабли— носители гидросамолетов позднее стали называть гидрокрейсерами) и миноносцами 4-и 5- го дивизионов "Летчик" сопровождал в море дредноут "Императрица Мария", обеспечивал полеты авиации и охрану тралящей партии.

В июне 1915г. уже под командованием капитана по адмиралтейству А. А. Пичугина корабль совершил плавание в Феодосию и Новороссийск, откуда с миноносцем "Свирепый" конвоировал транспорт № 100 по маршруту Туапсе, Сочи—Новый Афон, Батум—Ризе. Вернувшись в Севастополь, продолжил выходы в море для поиска вместе с самолетами немецких подводных лодок.

rm64

После ремонта в марте 1916 г., выдержав сильнейший шторм, совершил новый поход в Новороссийск и Батум. Дважды, развивая скорость до 18 уз., атаковывал обнаруженные подводные лодки. 7 апреля успел из всех четырех орудий выпустить 17 снарядов, заставивших лодку спешно погрузиться. По возвращении в Севастополь продолжил свою штатную деятельность. В июне-июле корабль в треугольнике Батум—Ризе—Трапезонд почти непрерывно выполняет разведочно-конвойную службу.

В сентябре "Летчик" становится в Поти на капитальный ремонт и приказом командующего флотом переводится из IV ранга в III. Его зачисляют в первый дивизион посыльных судов. Менялись названия и миноносцев, служивших в качестве тральщиков. По составленному 11 апреля 1916 г. списку кораблей партии траления 67 тральщиков, не считая катеров, объединялись в 7 отделений. Отделения 1, 2, 3 и 4 (бывшие морские и часть рейдовых тральщиков) базировались на Севастополь, 5-е отделение— на Одессу, 6-е — на Керчь, 7-е— на Севастополь. В 7-м отделении, включавшем 13 кораблей, числились тральщики Т75 ("миноносец № 7"), Т76 ("миноносец № 6"), Т77 ("миноносец № 7"), Т78 ("миноносец № 8"), Т79 ("миноноceц № 9"). Такой новой двойной, хотя и сбивавшей с толку нумерацией напоминали об их миноносном происхождении. Тральщик Т76 имел одну из 14 радиостанций, которыми была оснащена партия.

rm65

Во второй половине 1916 г. тральщики еще раз изменили свои названия. Буква "Т" в наименовании была заменена цифрой "2", и названия кораблей в списках стали выглядеть совершенно по-современному: трехзначный номер и в скобках название, которое судно носило до превращения в тральщик. Так, прежний морской тральщик Т11 ("Дунай") стал тральщиком 211. По странности руководящего мышления (давние попытки В. Г. Энгельмана дать всем своим тральщикам единообразные названия морских птиц так и не увенчались успехом) без номеров оказались только самые "гражданские" по своему происхождению ветераны партии траления "Альбатрос" и "Баклан".

Им при создании партии как-то повезло сразу получить обыкновенные названия. Включенные вместе с ними в состав 7-го отделения (командир лейтенант Бирилев) бывшие миноносцы остались с номерами, рядом с которыми по спискам в скобках делалось пояснение о прошлом номере.

И не зная предыстории, становилось просто невозможно догадываться, что названный в списке тральщик № 275 ("миноносец № 5") в действительности является бывшим миноносцем № 273, что тральщик № 276 ("миноносец № 6") — это бывший миноносец № 270, тральщик № 277 ("миноносец № 7") — бывший миноносец № 271, тральщик № 278 ("миноносец № 8") — бывший миноносец № 258, тральщик № 279 ("миноносец № 9") — бывший миноносец № 255.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД