Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Тральщики / Противоминные корабли десятилетней кораблестроительной программы 1946-1955 годы

Противоминные корабли десятилетней кораблестроительной программы 1946-1955 годы

 

После окончания шины в водах СССР осталось свыше 70 тысяч мин и уничтожение их рассматривалось как задача государственной важности. Наркоматом ВМФ в 1945 г. были разработаны планы обеспечения судоходства, выполнение которых требовало напряжения противоминных сил почти на уровне военного времени. При этом базовые тральщики в основном использовались для проводки кораблей и судов за тралами, основная нагрузка пришлась на долю катерных тральщиков, хотя на Балтике широко использовались и малые тральщики пр. 253Л, а на Черном море — трофейные рейдовые ТЩ типа KFK: на Северном и Тихоокеанском театрах корабли, поставленные но ленд-лизу, типов AM и YMS. Выставленные у побережья Северной Корен новейшие американские ДНМ МК-36 и МК-52 уничтожались в основном глубинными бомбами, сбрасываемыми охотниками за ПЛ.

Об интенсивности минной опасности на Балтийском ТВД и об эффективности действий на нем советских ПMC, обрабатывавших нею акваторию, кроме района Балтийских проливов, за период 1945 1950 г. на минах подорвалось около 400 кораблей, судов и плавсредств, причем 211 из них сразу затонуло, а за период 1951 — 1965 гг. подорвалось 30 объектов (19 сразу затонуло).

Основные фарватеры страны были расчищены в 1946 г., в 1949 г. закончен основной объем послевоенного траления. В 1954 г. послевоенное траление было практически прекращено. Уже ко времени окончания войны отечественные, трофейные и репарационные ТЩ специальной постройки были сильно изношены. Кроме того, они не имели нового противоминного оружия и нс были приспособлены к его установке. Ленд-лизовские тральщики и тральщики, переоборудованные из гражданских судов, подлежали возврату прежним владельцам. Сложившееся положение обусловило включение в десятилетнюю программу развития кораблестроении на 1946—1955 гг. постройку 30 эскадренных, 400 базовых. 300 рейдовых и 80 речных тральщиков, а также создание на базе серийных рабочих катеров — катеров-тральшиков и на базе проектируемых гражданских судов — телеуправляемых прорывателей минных заграждений. По классификации того времени эскадренные тральщики имели водоизмещение свыше 500 т. Базовые тральщики - 300-500 т, рейдовые тральщики - 100- 300 т,  речные и катерные тральщики менее 100 т.

В обеспечение реализации этой программы были осуществлены ос дующие организационные мероприятия.

В 1946 г. на базе КБ завода № 189 и части ЦК Б-17 в Ленинграде было восстановлено ЦКБ-50, специализированное на проектировании 'специальных" боевых кораблей, к числу которых относились и тральщики. В начале 1949 г. из ЦКБ-50 проектирование БТЩ было передано КБ завода № 363, а РТЩ — КБ завода № 341. которые в конце этого же года выделились в самостоятельные предприятия: ЦКБ-363 (Ленинград) и СКБ-341 (Рыбинск), а в 1954 г. они объединились на базе ЦКБ-363. Проектирование тральщиков с деревянными корпусами возлагалось на ЦКБ-19 (Ленинград).

На постройке тральщиков были специализированы Усть-Ижорская верфь, частично Петрозавод и Приморский завод (Ленинград), Камыш-Бурунская верфь (Керчь), а также Рыбинский судостроительный завод.

В 1946 г. была принята программа развития противоминного оружия. выполнение которой было возложено на НИИ-400. ЦКБ-145 и ЦНИИ-45 (в переданной последнему лаборатории судовой электротехники, возглавляемой В. И. Корнеевым, разрабатывались электромагнитные тралы).

В 1946 - 1949 гг. ВМС выдал ЦНИИ-45 и некоторым другим предприятиям МСП ряд заданий на разработку мероприятий по снижению физических полей ТЩ. Первый этап этих работ сводился к изучению характеристик неконтактных взрывателей мин. совершенствованию использовавшихся ранее РУ и изысканию путей снижения создаваемых механизмами и винтами ТЩ шумов.

В 1946—1947 гг. был принят ряд правительственных решений, предусматривающих создание дизелей для ТЩ. На первых послевоенных БТЩ планировалось использование лодочных, на РТЩ, РеТЩ и КАТШ — в основном конвертированных танковых дизелей. Для ТЩ следующих поколений были санкционированы работы по конвертированию авиационных дизелей .

В системе ВМС в 1946 г. было учреждено специальное подразделение (командир Г. Л. Полисар). занимающееся телеуправлением специальных боевых кораблей ("волновых катеров". ПМЗ и судов-мишеней), а в системе MCП работа этого профиля была возложена на НИИ- 19. 

Реализация программы началась с достройки по корректированным проектам спущенных па воду корпусов ЭТЩ пр.59 (пр. 73К) и недостроенных БТЩ пр. 53У, продолжения постройки малых ТЩ по модернизированному пр. 255 и ремонта и модернизации полученных при разделе германского флота ПМЗ. В 1946 г. был утвержден разрабатываемый с 1942 г. проект 254 БТЩ. В нем были реализованы последние достижения противоминной техники того времени: трехплоскостное РУ. неконтактные и широкополосные контактные тралы, прибор автоматического управления тралением. ГАС, РЛС, бомбометы и скорострельная мелкокалиберная артиллерия. При этом предполагалось, что с помощью ГАС помимо ПЛ могут обнаруживаться плотные минные заграждения, а с помощью бомбометов будет осуществляться их разрежение. Постройка кораблей велась на Усть-Ижорской и Камыш-Бурунской верфях. В 1948—1961 гг. по проектам 254—254А было построено 172 корабля.

Корабли проектов 254 создавались при ограниченных возможностях техники и имели недостаточную защиту по физическим полям, живучесть (одноотсечная непотопляемость, линейное расположение ЭУ и 9ЭУ), тяговые характеристики и автономность, что ограничивало возможность их использования за пределами базовой зоны. Поэтому в 1949 г. ЦКБ-363 было выдано ТТЗ на проектирование более защищенного, мошною и дальнеходного корабля (пр. 264). Головной корабль был заложен на Усть-Ижорской верфи в 1951 г.. а сдан в 1957 г. Серийные корабли строились по корректированному проект) 264А. на которых реализовывались требования ТТ3, и было обновлено некоторое вооружение и оборудование. Защиту корабля предполагаюсь повысить за счет использования более совершенной системы мероприятий по снижению магнитного и акустического полей, а также впереди идущего бортового катера (пр. 354), разработка которого была поручена ОКБ-5. Сдаточные испытания выявили существенные недостатки корабля: недостаточную защиту по физическим полям и подверженность ветровому сносу. Поэтому как ТЩ корабли пр. 264 и 264А почти не использовались (были переклассифицированы в СКР. корабли радиолокационного дозора, спасатели и др.).

ТТЗ на проектирование эскадренного тральщика пр. 259 было выдано ЦКБ-363 в 1951 г. Корабль предназначался для противоминного обеспечения оперативных соединений, десантных отрядов и конвоев за пределами отечественных баз. Ввиду невозможности обеспечения должной зашиты корабля по ФП и возможности эффективного решения большинства возложенных на нею задач с помощью вертолетов (по опыту Корейской войны 1950—1952 гг.) от создания корабля пр. 259 заказчик в 1955 г. отказался.

Постройка малых тральщиков пр. 255 велась с 1946 г. на Балтийском (только головной корабль) и Рыбинском СЗ но проекту КБ Балтийского завода. Постройка велась в корпусах малого тральщика пр. 253Л. Oт последних новые корабли незначительно отличались вооружением и оборудованием. Корабли пр. 255К отличались от кораблей пр. 255 тем, что были заменены импортные дизели и дизель-генераторы на отечественные. В 1946—1953 гг. по этим проектам было построено 125 кораблей.

Корабли строились в корпусах, спроектированных во время войны малых тральщиков пр. 253Л. и имели ряд существенных недостатков: остроскулые обволы, одноотсечную непотопляемость, однорежимные движители, электростанцию на постоянном токе 110 В, низкий уровень условий обитаемости и др. Поэтому в 1946 г. ЦКБ-50 было выдано ТТЗ на разработку корабля следующего поколения (пр. 265), классифицируемого как рейдовый тральщик. Принципиальное отличие его от прототипа заключалось в использовании более мощных дизелей и дизель-генераторов, а также крыльчатых движителей, что позволило использовать более мощные тралы. В ходе строительства проект трижды модернизировался. В 1954—1963 гг. на Рыбинском СЗ по проектам 265—265И было построено 42 корабля.

Выявившаяся в ходе Великой Отечественной войны острая необходимость в РТЩ обусловила создание их мобилизационного резерва. Наиболее подходящими для этой цели были определены рыболовные сейнеры пр. 388. В 1954 г. ЦКБ-19 было выдано ТТЗ на разработку проекта мобпереоборудования указанных сейнеров пол РТЩ (пр. Г388). а в 1955 г. переоборудованный по этому проекту сейнер успешно прошел испытания.

Исходя из большого значения КАТЩ для системы ПМО страны в ходе Великой Отечественной войны, ВМФ выдал в 1946 г. ЦКБ-19 ТТЗ на проектирование многоцелевых катеров разных типоразмеров с деревянными (пр. 351 и 361) и металлическими (пр. 376) корпусами, модификациями которых должны были быть КАТЩ по пр. T351. Г361 и Т376. В ходе испытаний выявилось, что маломощный одновинтовой катер Г351 не может быть достаточно эффективным, как КАТШ. и от заказа их ВМФ отказался. По пр. Т361 было построено (на заводе № 789 в Петрозаводске и верфях ПНР) около 100 КАТЩ, а по пр. Т376 — два КАТЩ и по пр. И376 (с искателем-уничтожителем ИТ-1) — 32 катера.

В качестве мобилизационного резерва КАТЩ был определен малый рыболовный сейнер с деревянным корпусом (пр. Т389). Испытания такого переоборудованного КАТЩ в 1957 г. дали положительные результаты.

Учитывая наличие в стране большого числа судоходных и двух протяженных пограничных рек, а также специфику речных ТВД (отсутствие волнения, стабильные течения, мелководье), командование ВМФ сочло целесообразным создание специальных речных ТЩ. до этого в стране не строившихся. Специфическим требованием к этим кораблям являлось обеспечение возможности перевозки но железной дороге, автотранспортом и на больших транспортных речных судах. ТТЗ на разработку такого корабля пр. 151 было выдано ЦКБ-19 в 1949 г., головной корабль сдан в 1954 г., а всего в 1954—1960 гг. на заводе № 789 и верфях Полыни (но заказу СССР) было построено 30 ед.

Намеченное программой 1946—1956 гг. создание ПМЗ (пр. 322) было перенесено на более поздний срок ввиду задержки сроков постройки гражданских судов, предназначенных для переоборудования под эти корабли.

Однако в порядке развития зтого направления ПМО — создание судна-трала, которое может быть как самоходным (ПМЗ). так и буксируемым (учитывая в перспективе возможность создания защищенного от подрыва на минах буксировщика, например, тяжелого вертолета). ВМФ выдал в 1952 г. ЦКБ-363 ТТЗ на разработку трал-баржи пр. 444 (главный конструктор Е. Н. Туманов) с взрывостойкими обводами, предложенными Мельниковым. Взрывостойкость такой конструкции (с наружной обшивкой, вогнутой между расположенными друг от друга на равных расстояниях продольными связями) была проверена на натурном отсеке, а се буксировочное сопротивление — на модельных испытаниях. Результаты испытаний показали, что взрывостойкость корабля с предложенными обводами имеет небольшое преимущество перед обычными, а буксировочное сопротивление несколько возрастает. В силу изложенного заказчик отказался от заказа барж пр. 444 и выдал ЦКБ-51 заказ на проектирование ТБ пр. 442 с обычными обводами. По этому проекту в 1954 1958 гг. было построено несколько ТБ.

В рассматриваемый период были приняты также решения о создании полигонов, необходимых для отработки новых образцов противоминного оружия и противоминной зашиты проектируемых ПМК. а также начато строительство этих полигонов: в заливе Хара-Лахт (Эстонская ССР) - для замеров физических полей кораблей в подводной сфере (первый начальник капитан I ранга Гуменюк), в Феодосии — для отработки буксируемых и самоходных систем морского оружия (первый начальник И. Г Котов), а также полигонов для отработки взрывостойкости и телеуправления (первый начальник контр-адмирал Боголепов).

Как следует из изложенного, в начале послевоенною мерном ПМК являлись “кораблями сегодняшнего дня”, и при реализации первой кораблестроительной программы созданию их уделялось первостепенное внимание. Как говорилось в то время, ПМК были “самыми строящимися кораблями, включающимися в боевое траление прямо со стапелей". Сложившаяся специфика положения ПМК в системе ВМС того времени обусловила отработку именно на них новых прогрессивных технических решений: переход на переменный ток и более высокое напряжение (от 110 до 380 В), освоение винтов регулируемого шага, внедрение мероприятий по противоатомной защите кораблей, по снижению их магнитного и акустического нолей и др.

Несколько десятков ПМК послевоенной постройки успело принять участие в послевоенном тралении (ПВТ). Всего же в нем участвовало свыше 500 ПМК (включая КАТЩ), причем около 400 на Балтийском ТВД. Кроме того, к ПВТ привлекались также быстроходные катера носители глубинных бомб (для разрежения плотных М3), суда технического флота (землечерпалки, килекторы), плавбазы КПП. наспех переоборудованные из вспомогательных судов (в основном из трофейных и репарационных), а также партии водолазов. ПВТ на Черноморском ТВД было завершено в 1951 г.. на Северном — в 1955 г., на Тихоокеанском — в 1956 г. и на Балтийском — в 1963 г. За период от окончания войны по 1951 г. (включительно) было протралено (в соответствии с установленным числом галсов) 250 тысяч квадратных миль и уничтожено 38973 мины.

О нас admin

Смотрите также

Речной тральщик проекта 12592 (“Малахит-2”)

  Корабль является дальнейшим развитием речных тральщиков проекта 1259. Отличается от последних более современным вооружением ...