Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Тральщики / Противоминные корабли по программе 1971-1980 годов

Противоминные корабли по программе 1971-1980 годов

 

В 1966 г. приказом Главкома ВМФ была введена новая классификация корабельною состава, согласно которой, в частности, ПМК водоизмещением свыше 500 т классифицировались как морские тральщики (MTЩ), водоизмещением 150—500 т — как БТЩ и водоизмещением менее 100 т — как РТЩ. В соответствии с классификацией БТЩ но проектам 3, 53, 58, 53У, 59, 73К, ТАМ, AM, М-35, М-40, 254, 254К, 254М, 254А, 264, 264А, 266 и 1251 причислялись к МТЩ; РТЩ по проектам 253Л. МMS-126, МMS-136, YMS, R-312, 255, 255К, 265, 265К, 265А, 265И, 257Д, 257М, 257ДМ, 257В, 699, Т388, 1252, 1253, 1253A и 1253В - к БТЩ, а КАТЩ по проектам КМ, KFK, T351, T361, Т376, И376, Т389, 354 и 1258 - к РТЩ.

Некоторые структурные изменения произошли и в системе организации проектирования и строительства ПМК. Еще в 1963 г. ЦКБ-363 и ЦКБ-50 объединились на базе ЦКБ-50 (которое в 1966 г. было переименовано в Западное ПКБ), причем в 1968 г. в нею была переведена из ЦКБ-19 группа конструкторов, занимавшихся проектированием деревянных ТЩ. На строительстве ПМК специализировались Средне-Невский СЗ (ранее — № 363). Хабаровский СЗ (ранее — № 878). Петрозаводский СЗ "Авангард" (ранее № 789) и Владивостокский СЗ (ранее № 602). В эти же годы была начата разработка ряда новых проектов ТЩ.

В 1969 г. был принят десятилетний план военного кораблестроения на 1971 1980 гг., согласно которому намечалось строительство кораблей по пр. 266М (МТШ "Аквамарин"), 923 (МТЩ-вертолетоносец "Гранат''), 1265 (БТЩ "Яхонт"), 1256 (ТЩ "волновой охранитель "Топаз"). 1262 (БТЩ КВП "Дельфин"), 1253.1 (ТЩШУ "Алмаз-1”), 1254 (ПМЗ "Базальт"), 1258 (РТЩ "Корунд"), 1259 (РеТЩ "Малахит"), а также транспортабельного противоминного комплекса в составе 2—4 самоходных телеуправляемых магнитоакустичсских тралов пр. 1300 (РПМЗ — речной-рейдовый прерыватель минных зафаждений "Челнок") и катеров — их водителей пр. 12255 ("Лазурит"), приспособленных также (по первоначальному замыслу) к контактному тралению.

Необходимость в модернизации пр. 266 была обусловлена недостатками, выявившимися в ходе сдачи и эксплуатации этого корабля, а также появлением новых образцов вооружения и оборудования, ТТЗ на модернизацию (пр. 266М) было выдано Западному ПКБ в 1965 г. Модернизация вылилась в разработку принципиально нового проекта: были изменены главные размерения, обводы, общее расположение, движительно-рулевой комплекс, предусмотрены дополнительные мероприятия по снижению физических полей. Головной корабль был построен в 1970 г. и в 1970—1978 гг. на Средне-Невском и Хабаровском СЗ был построен 31 корабль. Кроме этого, по экспортной модификации этого проекта (266МЭ) в 1978—1991 гг. было построено еще 23 корабля.

Морской ТЩ-вертолетоносец пр. 923 явился развитием нереализованного программой 1946-1955 гг. ЭТЩ пр. 259. Необходимость в кораблях. предназначенных для противоминного обеспечения своих сил за пределами их баз, особенно возросла в середине 1960-х годов с появлением БДК пр. 1171 и планами строительства еще более крупных БДК по пр. 1174 и 1178. Опыт войны в Корее 1950—1952 гг. показал, что успешность высадки десанта в значительной степени зависит от противоминного обеспечения и что для этой цели наиболее целесообразно использование корабельных вертолетов, решающих следующие задачи ПМО: веление минной разведки, уничтожение якорных мин в смешанных заграждениях и пробитие с помощью ШЗ полос высадки десанта. ТТЗ на проектирование корабля-носителя вертолетов ПМО было выдано ЦКБ-50 в 1972 г. В ходе проектирования корабля требования к нему возрастали, что в конечном итоге привело к увеличению его водоизмещения до уровня кораблей, строившихся на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитировались. Учитывая, кроме этого, трудности, связанные с разработкой вооружения корабля, работы по его проектированию были прекращены в 1979 г.

Корабли пр. 1252 со стеклопластиковыми корпусами проектировались на базе катерных норм, а также устаревшего к середине 1960-х годов вооружения и оборудования. Крупносерийное строительство их было признано неоправданным. Поэтому в 1965 г. ВМФ выдал Минсудпрому ТТЗ на разработку нового БТШ в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом (пр. 1265П). считавшимся основным, и с деревянным (пр. 1265Д), рассматривавшимся как резервный. Предусматривался прием на корабль разновременно пяти вариантов противоминного оружия: комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ-1), контактного трала ГКТ-2, сетевого трала ТС-1, неконтактных тралов ПЭМТ-4 (или СТ-2) и АТ-5, а также шнуровых зарядов. Прочес вооружение корабля включало 30- и 25-мм автоматы, ГАСМ МГ-89, ГАС ультразвуковой подводной связи, аппаратуру ночного видения, новую аппаратуру навигации и связи. Были реализованы новые мероприятия по снижению физических полей и увеличен объем автоматики и дистанционного управления. В результате внесенных изменений водоизмещение БТЩ возросло до пределов, затрудняющих его постройку на стапельных местах кораблей пр. 1252, что вынудило "временно" начать постройку кораблей пр. 1265 с деревянными корпусами. Головной корабль пр. 1265Д был сдан в 1972 г. на СЗ "Авангард". За период 1972—1997 гг. на СЗ в Петрозаволске и Владивостоке было построено около 70 БТЩ пр. 1265Д (с середины 1970-х годов в номере проекта от буквы "Д" отказались), а в 1979—1990 гг. по его экспортной модификации пр. 1265Э — еще 13 кораблей. В ходе строительства в проект вносились изменения, что в конечном итоге привело к существенной разнице между кораблями первой и последней постройки.

ТТЗ на разработку тральщика волнового охранителя было выдано ВМФ ЦКБ-50 в 1966 г., технический проект утвержден в 1969 г., а в 1974—1975 гг. на Средне-Невском СЗ по нему построено два опытовых корабля. Их испытания выявили необходимость дополнительной дорогостоящей доработки корабля и от дальнейшего заказа ВМФ отказался.

ТТЗ на проектирование амфибийного БТЩ на воздушной подушке было выдано ЦМКБ "Алмаз" в 1972 г. с оговоркой, что решение о дальнейшей разработке проекта будет принято по результатам эскизного проекта. Рассматривались три варианта корабля: .тля быстрой доставки к месту боевого предназначения СИУМов, для создания тралящих физических полей (аналогично кораблю пр. 1256) и для буксировки имеющихся и разрабатываемых тралов. Ввиду отсутствия СИУМов и выявившихся в ходе опытной эксплуатации кораблей пр. 1256 трудностей осталась только возможность буксировки тралов, причем оказалось, что имеющиеся вертолетные тралы легки для спроектированного корабля, а корабельные не позволяют буксировку на высоких скоростях. Поэтому в 1976 г. было приняло решение о прекращении работ по пр. 1262 до проверки возможности использования кораблей на воздушной подушке (КВП) в целях ПМО на имеющихся амфибийных кораблях пр. 1206.

Разработка нового речного тральщика по пр. 1259 началась с середины 1960-х голов. Выполненные проработки показали, что при одинаковом составе вооружения и оборудования, водоизмещение РеТЩ со стеклопластиковым корпусом будет на 6—7% меньше, чем с деревянным. ТТЗ на разработку РеТЩ со стеклопластиковым корпусом и водометным движительно-рулевым комплексом было выдано Западному ПКБ в 1968 г., технический проект утвержден в 1970 г., а в 1973—1976 тт. по нему было построено семь кораблей.

Опыт боевого использования минного оружия на реках Вьетнама, с одной стороны, и сложность эксплуатации движительно-рулевого комплекса РеТЩ пр. 1259, с другой, обусловили выдачу Западному ПКБ в 1979 г. ТТЗ на разработку "РеТЩ массовой постройки" по пр. 12250 ("Оникс"). Выполненные проектные проработки показали, что разрабатываемая новая модификация пр. 1259 учитывает как новые возможности техники, так и требования к "РеТЩ массовой постройки" и что проведение дальнейших работ по пр. 12250 нецелесообразно.

Построенные в I960-1970-х гг. ПМК хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. В частности, они успешно действовали при разминировании вод зоны арабо-израильского конфликта. За создание комплекса высокоэффективных ПМК МТЩ пр. 266М. БТЩ пр. 1252, РТЩ пр. 1258 и PeTЩ пр. 1259 группа конструкторов, строителей, ученых и военпредов (Н. П. Пегов. В. И. Блинов. М. Н. Шабан. В. П. Савченко, Ю. В. Скороход, Н. П. Лукьянов. Л. И. Круглов. В. Н. Тарасов, А. Н. Борисов и Я. И. Купенский) была удостоена в 1977 г. Государственной премии СССР .

О нас admin

Смотрите также

Речной тральщик проекта 12592 (“Малахит-2”)

  Корабль является дальнейшим развитием речных тральщиков проекта 1259. Отличается от последних более современным вооружением ...