Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Тральщики / Итоговые данные по постройке отечественных противоминных кораблей (1910-1990)

Итоговые данные по постройке отечественных противоминных кораблей (1910-1990)

 

Итоговые данные по постройке отечественных ПМК и переоборудованных под них мобилизованных судов за период 1910—1990 гг. приведены в табл. 13. В таблице ПМК разделены на подклассы в соответствии с классификацией, введенной в 1966 г.

tr142

Из табл. 13 следует, «что за весь рассматриваемый период было построено 322 МТЩ, 488 БТЩ, 820 РТЩ и РеТЩ и не менее 50 ТБ. Кроме этого, под ПМК перечисленных типов было переоборудовано 1122 судов и катеров, т.е. в итоге около 2800 вымпелов. Общий тоннаж перечисленных ПМК составляет свыше 400 тыс.тонн. В таблицу включены корабли, построенные в СССР на экспорт (около 80 единиц по проектам 266Э, 257ДМЭ, 266МЭ. 1265Э и 1258Э), но не включены КАТЩ. строившиеся по заказам СССР для ВМФ в Польше и Болгарии (около 130 единиц, но проектам Т361, 151 и 12592). В таблицу не включены также ленд-лизовские и трофейные корабли, а также “временные" ПМК, создаваемые силами командования флотов и охраны водных районов: штабные корабли и плавбаз ПМК, плавучие посты противоминного наблюдения и опытовые корабли для испытания новой техники ПМО. В то же время по данным  во время первой мировой войны использовалось около 20 таких плавбаз, обычно являвшихся одновременно и штабными кораблями ПМО (водоизмещение 500—3000 т, скорость хода 8—12 уз). Во время Великой Отечественной войны таких судов было около 10. В послевоенный период аналогичные корабли наспех создавались силами флотов вначале для обеспечения действий ПМК, выполняющих послевоенное траление, а затем для отрядов ПМК, предназначенных для траления в водах зоны арабо-израильского конфликта. Необходимость создания таких кораблей еще по опыту Великой Отечественной войны неоднократно обосновывалась ЦНИВК ВМС и ЦНИИ-45 МСП. поддерживалось ГУК и МТУ ВМС, но отвергалось ввиду отсутствия необходимых стапельных мест.

Данные о постройке ПМК и переоборудовании под них гражданских судов в послевоенный период по пятилеткам приведены в табл. 14.

tr143

tr144

Как следует из табл. 14. в 1946 1990 гг. на отечественных верфях было построено 313 МТЩ, 336 БТЩ, 149 РТЩ, до 20 РеТЩ и около 20 ТБ, общее водоизмещение которых превосходило 300 тысяч тонн. Кроме того, были разработаны технические проекты 259 (ЭТЩ), 354 (бортовой КАТЩ), 322 (ПМЗ), 1251, 12655, 12651 (МТЩ и БТЩ со стеклопластиковыми корпусами), 1262 (БТЩ BП), 923 (МТЩ-вертолетоносец) и 12250 (КТЩ "массовой” постройки), которые не были реализованы по причинам отсутствия стапельных мест и недоработки систем оружия и оборудования.

Советские ПМК были переданы 21 стране: Албании, Анголе, Болгарии, Вьетнаму, Гвинее. Египту. Индии. Индонезии. Ирану, КНДР. КНР. Кубе, Ливии, Мозамбику, Никарагуа, Польше, Северному Йемену, Румынии, Сирии, Эфиопии и Южному Йемену.

На основании всего изложенного представляется правомерным внести следующие уточнения в историю отечественных ПMK.

1. На российском флоте еще до русско-японской войны 1904-1905 гг. были изобретены придонный, катковый и сетевой тралы, а также фортрал. К началу первой мировой войны использовались змейковый и щитковый тралы, а также модернизированный абгалдырь 1 - 4-6-метровый шест для отталкивания плавающих мин от борта ПМК. Кроме того, разрабатывалась идея создания прорыватели минных награждений и эскадренного тральщика специальной постройки.

2. Первые в мире ПМК специальной постройки, именуемые вначале "портовыми судами для траления мин”, а с 1915 г. — "тральщиками", были созданы в России. Однако это были не корабли типа "Минреп", построенные в Петербурге, как считалось до сих пор, а корабли "Альбатрос" и "Баклан", построенные на год раньше в Одессе (1910 г.).

3. В 1910 г. и Одессе для Черноморскою флота был построен также первый в мире катер-тральщик "Чайка" с двигателем внутреннего сгорания. размеры которою позволяли транспортировать его на больших судах. В конце первой мировой войны было построено два дивизиона аналогичных КАТЩ.

4. В ходе первой мировой войны на отечественном флоте четко сформировалось пять подклассов противоминных кораблей: эскадренный тральщик (для действия в морской зоне), "тральщик" (для действий в базовой зоне), катер-тральщик (для действий на мелководье, закрытых водоемах и реках), прорыватель минных заграждений и плавбаза ПМК (являющийся обычно штабным кораблем). Корабли последних двух подклассов создавались путем переоборудования устаревших гражданских судов водоизмещением 400- 3000 т.

5. Во время гражданской войны морские силы РСФСР самостоятельно справились с принципиально новой для флота задачей уничтожения магнитных мин, выставленных английскими интервентами в устье Северной Двины. Именно тогда были созданы и использованы первые электромагнитные тралы (системы И. Виноградова). Были созданы речной гандропный и одинарный подсекающий тралы.

6. Единственными боевыми кораблями специальной постройки, строившимися во время гражданской войны, были тральщики. Заложенные в 1916—1917 гг. канонерские лодки типа "Эльпидифор" были достроены как тральщики (5 из 20 ед.).

7. После окончания гражданской войны, работы по восстановлению отечественных ВМС, по существу, начались с разработки трех проектов кораблей: № 1 - эскадренный миноносец, № 2 - сторожевой корабль. № 3 -тральщик. При этом на часть сторожевых кораблей были, по существу, возложены задачи эскадренных тральщиков.

8. В середине 1930-х годов на КБФ был создан отряд опытовых кораблей, на котором под руководством НИМТИ и НИВКа отрабатывались новые образцы противоминного оружия и средств защиты ПМК. В конечном итоге, как по уровню развития противоминного оружия, так и размагничивания кораблей, к началу Великой Отечественной войны ВМФ не уступал ни германским, ни англо-американским ВМС. Указанными НИИ были даны рекомендации о строительстве "среднего" тральщика с деревянным корпусом, в связи с чем началась разработка пр. 60, реализации которого помешало начало войны.

9. Строившиеся с середины 1930-х годов быстроходные базовые ТЩ проектов 3. 53. 58. 53У были наиболее совершенными кораблями своего подкласса (дизельная ЭУ, гидромуфты для обеспечения малого хода, размагничивающие обмотки, резервирование площадей для установки электромагнитного трала, усиленное зенитное вооружение) и, как показал опыт их боевого использования, являлись значительным достижением советского кораблестроения.

10. Во время Великой Отечественной войны под ПМК было переоборудовано 806 гражданских судов и катеров. Функции МТЩ наиболее успешно выполняли переоборудованные траулеры (водоизмещение 650—1500 т). БТЩ—Дрифтеры и морские буксиры (200—350 т), РТЩ — базовые буксиры и сейнеры (80—180 г) и функции КАТЩ малые сейнеры и базовые плавсредства, особенно с деревянными корпусами.

11. В боевом тралении во время Великой Отечественной войны уча¬ствовало 1570 отечественных и 89 ленд-лизовских ПМК (1659 вымпела), 330 из которых, т.е. 19.9% погибло. Потери распределяются следующим образом: от подрыва на минах 31,4%. от действий авиации 20,5%. от огня береговой артиллерии 17%. по навигационным причинам и вследствие аварий — 15.5%, от надводных кораблей — 4.8%, от подводных лодок — 3.9%. уничтожено собственной командой 2.8%. по неизвестным причинам — 1.5%. Большой процент потерь по навигационным причинам и из-за аварий объясняется органическими недостатками некоторых малых мобилизованных судов и недостаточной выучкой их команд.

12. Построенные по программе 1946-1955 гг. ПМК учитывали опыт второй мировой войны и реальные перспективы развития техники. Наиболее удачными из них являлись МТЩ пр. 254 и БТЩ пр. 265. Около 10 лет (т.е. до начала вступления в строй ПМК стран НАТО) они являлись лучшими ПМК своего подкласса. За создание кораблей пр. 254 группа конструкторов, строителей и военпредов была удостоена Сталинской премии, а за создание кораблей пр. 265 главный конструктор проекта получил благодарность министра судостроительной промышленности.

13. В 1953—1955 гг. была построена серия (32 ед.) катеров-искателей мин пр. И376 (водоизмещение 37 т, одноканальный телевизионный искатель), а и 1961—1965 гг. - серия (20 ед.) базовых кораблей-искателей мин (водоизмещение 260 г, три типа искателей, деревянный корпус). В составе зарубежных флотов корабли-искатели мин тогда еще не числились.

В конце 1950-х годов в НИИ ВМФ (институты № 1 и № 3) и МСП (ЦНИИ-45 и НИИ-400) была сформулирована концепция самоходного телеуправляемого подводного аппарата, обеспечивающего возможность обнаружении и уничтожения мин впереди по курсу корабля.

14. Выполненные в системе МСП НИР показали еще в конце 1950-х годов, что наиболее перспективным материалом для корпусов ПМК является стеклопластик. С течением времени этот вывод стал очевидным, и на всех крупных флотах мира начались работы по созданию конструкционных стеклопластиков. Первый в мире БТЩ со стеклопластиковым корпусом (пр.1252, шифр "Изумруд") вступил встрой в 1966 г. В зарубежных же источниках утверждается, что первым БТЩ со стеклопластиковым корпусом является английским "Вилтон", хотя он вступил в строй лишь в 1973 г.

15. С началом 1960-х годов в СССР началось массовое строительство ИМ К второго послевоенного поколения. По сравнению с ПМК первого поколения (пр. 73К, 254—264, 255К—265, 361 — 151) они имели на 20—25% более эффективное противоминное вооружение, в 40—50 раз меньшее матитное поле, в 1,5—2 раз*! меньшую акустическую заметность, на 15—20% более высокую ударостойкость и на 10—20% более высокий коэффициент оперативного напряжения. Их высокая боеспособность была доказана при разминировании вод зоны арабо-израильского конфликта. Особенно удачными (по неофициальным отзывам флотов) оказались корабли по проектам 266М (МТЩ), 1252 (БТЩ), 1258 (РТЩ) и 1259 (РеТЩ). Создатели комплекса перечисленных кораблей были удостоены Государственной премии СССР.

16. Начиная с 1960-х годов в связи с общим сокращением программ обычных видов вооружения были существенно сокращены и ассигнования на развитие сил и средств ПМО. В частности, не получили развития предложения по созданию противоминных самоходных подводных аппаратов (телеуправляемых или самоуправляемых, как корабельного, так и автономного базирования), не были созданы плавбазы ПМК. остались нереализованными принятые программы создания новой базы стеклопластикового судостроения, а также корабельного вертолета ПМО "Ка-252 ПМО". Указанные ограничения не могли не отразится на боевых возможностях ПМК постройки 1970—1990 гг. При реально имеющихся возможностях техники (по существу, ассигнованиях) представлялось возможным лишь совершенствовать старые решения (корабли по пр. 699, 1256, 1206Т, 13000 и 13180), а не реализовывать новые (корабли по пр. 1251, 1265П-12655-12651, 923). К числу ПМК третьего поколения можно отнести лишь корабли по проектам 1266 (МТЩ) и 10750 (БТЩ). До 1990 гг. было заложено три корабля пр. 12660 и семь — пр. 10750.

О нас admin

Смотрите также

Рейдовые тральщики 80-х годов ХХ века

  Рейдовый тральщик проекта 10750 "Сапфир"   Корабль является дальнейшим развитием рейдового тральщика проекта 1258, ...