Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ВОВ 1941-1945 гг. / Морская хроника Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 года.

Морская хроника Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 года.

 

Москва. Опубликовано обращение ЦК ВКП(б) и СНК СССР к советскому народу по поводу победы над фашистской Германией, издан приказ Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту. День 9 мая объявлен Днем Победы над фашистской Германией. По всей стране, в войсках и на флотах прошли митинги. В столице нашей Родины в честь окончательной победы советского оружия был произведён грандиозный салют тридцатью залпами из тысячи орудий.

На севере. В 8 ч 00 мин на кораблях СФ произведён торжественный подъём флага, стеньговых флагов и флагов расцвечивания. Межбазовый переход выполнил 1 сторожевой катер. Переход 1 гидрографического судна обеспечивали 2 больших охотника и 4 самолёта, вылетавших для их ПЛО. Дозоры несли 1 тральщик и 1 большой охотник.

В 0 ч 34 мин немецкая радиостанция в Нарвике передала приказание главнокомандующего вооруженными силами Германии находившимся в море подводным лодкам об отмене приказа, отданного 8 мая, и о безоговорочном выполнении следующих условий Советского Союза и союзников:

- с настоящего времени подводным лодкам идти только в надводном положении;

- номер подводной лодки и её местонахождение передать открыто ближайшей британской, американской, канадской или советской береговой радиостанции на волне 600 м (500 кГц) или на частотах КВ диапазона - 16845, 12686, 5970 кГц позывными «ГЗЗИ» и «Г33110»;

- днём  поднимать черный или синий флаг, ночью иметь огни;

- весь боезапас выбросить за борт, замки орудий и запалы торпед удалить, мины поставить на предохранители;

- радиосвязь и сигнальную связь вести только открытым текстом;

- точно придерживаться указаний, которые будут даны в последующих радиограммах, относительно курса следования к портам;

- запрещается топить и наносить повреждения судам;

- районы для сдающихся подводных лодок установлены следующие:

а) лодкам, находящимся в Норвежском и Баренцевом морях до меридиана 20° восточной долготы и на подходах к Балтийскому морю, следовать в Лох Ейриболл (Ш=68°33' норд, Д=4°47' вест);

б) лодкам, находящимся в Ирландском море, направляться в Бримари Бей (Ш=53°19' норд, Д=3°38' вест);

в) лодкам, находящимся в районе Лэнде Энд, Дувр, Кале, следовать в ближайшие порты;

г) лодкам, находящимся на подходах к южной части Английского канала, сообщать открытым текстом командованию Гибралтара о предполагаемом времени прибытия в Гибралтар;

д) лодкам, находящимся в районе, ограниченном на западе линией Назе - Ханстеплоходольм и на востоке линией Любек - Треллеборг, следовать в Киль.

Однако боевая деятельность СФ не могла быть немедленно прекращена, хотя Германия и капитулировала, так как не было полной уверенности в неуклонном выполнении её вооруженными силами всех условий капитуляции. Особое опасение вызывало то, что немалое число немецких подводных лодок, находившихся в море, не подтвердили о своем согласии следовать в назначенные базы. Поэтому ещё около месяца режим плавания и боевые готовности сил на театре оставались прежними.

На западе. Нарушая акт о безоговорочной капитуляции, противник в течение дня продолжал отводить свои корабли, гружённые войсками, в западную часть Балтийского моря - в порты Дании и Швеции.

6 торпедных катеров, приняв роту охраны Кольбергской ВМБ (120 моряков), высадили их без противодействия в порту Рэнне (остров. Борнхольм). Десант пленил немецкий штаб во главе с командующим войсками на острове, после чего его гарнизон капитулировал. По пути был остановлен 1 буксир и 4 мотобота с солдатами противника и под конвоем 1 торпедного катера возвращён в Кольберг. Затем у Борнхольма были обнаружены 1 транспорт в охранении 4 сторожевых катеров и 1 морской буксир в охранении 7 сторожевых катеров. Требование о следовании в Рэнни, переданное с догнавших их 3 торпедных катера выполнено не было, а попытка атаковать неприятеля сорвана сосредоточенным огнём сторожевых катеров противника.

Отряд из 4 торпедных катеров у Либавы на рассвете атаковал конвой неприятеля, потопив 1 транспорт (ок. 4 тыс. т), 1 тральщик и 1 баржу. Ещё 3 торпедных катера возвратили здесь в порт 1 буксир, 2 мотобота и 3 барказа с солдатами, но были ошибочно атакованы парой наших армейских самолётов, сильно повредивших 1 торпедный катер, который вскоре затонул. В 10  ч     25 мин в порт Либавы вошли 8 торпедных катеров с 59 морскими пехотинцами, которые без противодействия высадились и в 10 ч 40 мин подняли над зданием порта Военно-морской флаг СССР. В 12 ч 00 мин в Либаву вошли наши войска.

7 малых охотников у Виндавы остановили 2 морских буксира и шесть плавсредств и возвратили их в порт. Однако в связи со штормом и малой мореходностью плавсредств люди с них были пересажены на буксир и частично на катера, а плавсредства потоплены. Буксиры вернулись в Виндаву.

В районе Мемеля 4 наших катера также обнаружили караван противника в составе 2 буксиров, 2 быстроходных десантных барж, 2 лайб и 2 несамоходных барж. Неприятель открыл огонь по нашим катерам. Командир отряда приказал уничтожить суда, оказывающие сопротивления. Были потоплены 1 буксир, 1 быстроходная десантная баржа, 1 несамоходная баржа и обе лайбы. Остальные подняли белые флаги и были отконвоированы в порт. 4 торпедных катера возвратили 1 буксир, 1 мотобот и 1 моторный катер, пытавшиеся вывезти солдат и офицеров из гавани Гроссендорф. Траление мин на театре осуществляли 6 тальщиков и 5 дивизионов катерных тральщиков.

Авиация Балтийского флота в 87 самолёто-вылетах вела воздушную разведку. При этом в воздушном бою с обеих сторон потеряно по 1 самолёту. Кроме того, выполнено 12 самолёто-вылетов на перехват самолётов противника, вывозивших войска из Курляндии, и сбито 12 Ю-52, 3 Ю-88 и 1 Ме-109, 90 вылетов на удары по кораблям и судам неприятеля, эвакуировавшим войска из портов Хела и острова Борнхольм, потопивших по данным объективного контроля транспорт «Лизалоте «Фридрих» (517 брт) и ещё 3 транспорта (6, 4 и 2 тыс.т), тральщик М-295, корабли ПЛО UJ-319 и UJ-320, быстроходную десантную баржу F-517C, рыболовный траулер «Яс-3» и ещё 3 баржи и мотобота, а также повредивших 3 транспорта, 2 миноносца, 1 тральщик и 1 баржу.

Командующий БФ приказал силам флота прекратить боевые действия, ограничившись несением дозоров, боевым тралением и разведкой путей сообщения на театре. В море были оставлены 4 подлодки, которые развертывались на позициях к северу и югу от острова Бонхольм, к югу от маяка Эландсрэв, и одна на время занятия Курляндии оставалась у Либавы. Кроме того, авиация флота находилась в готовности к вылету по приказанию, а Островной и Юго-Западный МОРы выделяли корабли и морскую пехоту для занятия острова Борнхольм, порты Хела, Либава, Виндава, Роя и Ирбе.

Дунайская флотилия взяла под охрану в районе Линца оставленные противником корабли и суда, в том числе 1 вспомогательный корабль, 8 тральщиков, 2 минных катера, 8 полуглиссеров, 23 буксира, 2 плоавкрана и 87 плавсредств. В последующие дни её корабли продолжали траление мин и ограждение речных фарватеров, несли дозорную службу. Корабли Днепровской флотилии также продолжали боевое траление на Одере и в нижнем течении Вислы, причём 10 мая у Свинемюнде подорвался и затонул со всем личным составом тральщик ТЩ № 696, а вместе с ним буксируемая баржа.

 

 

 

ПРЕДЫДУЩИЙ ДЕНЬ СОДЕРЖАНИЕ  СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

О нас admin

Смотрите также

Морская хроника Советско – Японской войны 1945 года. 24 августа 1945 года.

  По радио передан приказ Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина с объявлением благодарности войскам и Военно-Морскому ...