Батареи мыса Церель

 

Маяк на мысе Церель. Начало ХХ-века

В ходе Первой Мировой войны германский флот неоднократно предпринимал попытки прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив, но каждый раз, неся потери от мин и русских кораблей, отходил назад.

В Рижском заливе к началу боевых действий находились корабли русской эскадры в составе линейного корабля «Слава», линейного корабля «Цесаревич», крейсера «Баян», 12 эсминцев типа «Новик», 16 миноносцев, трех подводных лодок, тральщиков и других кораблей. Эскадра базировалась на пристань Куйвасту (остров Моон).

В составе русских морских сил находились также и британские подводные лодки ( Е-1, Е-8, Е-9, Е-13, Е-19 и лодки типа С), действия которых против боевых кораблей и транспортов противника во многом заставили Германию сократить активность своего флота на Балтике.

Начало войны на Балтийском море складывалось не так, как хотелось немецким адмиралам. Смелые действия русского флота в южной части Балтики и минные постановки у Данцига и Киля стали неожиданностью для германского командования.

Кайзер Германии Вильгельм ll-ой, заслушав доклад принца Генриха Прусского об итогах кампании 1914 года на Балтике, с сожалением признал: «Война в Балтийском море слишком богата потерями без соответствующих успехов!». Флагманом немецких сил на Балтике в апреле 1915 года был назначен контр-адмирал Э.Гопман, который энергично стал готовить операцию по форсированию Ирбенского пролива и вторжению в Рижский залив с целью содействовать флангам сухопутного фронта, наступающего в Курляндии. Конечной задачей операции была бомбардировка береговых укреплений Риги.

Береговая оборона Риги строилась веками. К началу Первой Мировой войны она состояла из десяти береговых батарей с орудиями калибром до 10 дюймов, расположенных в мощнейших фортах на левом и правом берегах устья Западной Двины. Взять город, не сокрушив батареи Риги, было невозможно. С суши Ригу защищали латышские стрелковые батальоны. Рождественские бои 1916 года под Ригой, на Пулеметной горке, показали невероятную стойкость латышских стрелков перед лицом врага. 

Во второй половине августа 1915 года кайзеровский флот приступил к активным действиям по прорыву в Рижский залив. 19 августа в сорока милях запад 

нее острова Эзель произошел бой немецкой эскадры с русскими кораблями. Линейный крейсер «Мольтке» был атакован английской подводной лодкой Е-1 под командованием капитан-лейтенанта Ноэла Лоуренса и получил попадание торпеды в носовую часть. Опасаясь дальнейших потерь, отряд немецких кораблей вынужден был возвратиться в Данциг, сопровождая поврежденный крейсер.

Царь Николай ll-ой пожелал лично встретиться с командиром подводной лодки Е-1. Государь наградил Лоуренса орденом Святого Георгия и поблагодарил капитан-лейтенанта «за спасение Риги».

В конце августа 1915 года немецкая эскадра все же вошла в Рижский залив, где встретила упорное противодействие русского флота. Эсминец «Новик» (командир капитан 2-го ранга М.А.Беренс) потопил новейший германский эсминец V-99 и нанес повреждения эсминцу V-100. Этот бой описан в романе Валентина Пикуля «Моонзунд».

Блестящим примером стойкости русских моряков стал бой возле острова Руно (Руху) канонерских лодок «Сивуч» и «Кореец» с двумя немецкими линкорами, крейсером и миноносцами. Получив тяжелые повреждения в неравном бою «Сивуч» начал тонуть, но, погибая, продолжал стрелять по противнику.

Командир германской флотилии миноносцев записал в своем дневнике: «Противник храбро сражался до последнего мгновения; надстройки его были разрушены, внутри происходил взрыв за взрывом, и борт его был красен, как жаровня. В 21.30 корабль перевернулся со всем его мужественным экипажем. 8-я флотилия миноносцев провела атаку, выпустив по нему четыре торпеды».

32-х летний командир «Сивуча» капитан 2-го ранга Петр Нилович Черкасов посмертно был награжден орденом Святого Георгия, а сам «Сивуч» военные специалисты мира назвали балтийским «Варягом». Английская газета «Стар» писала в те дни: - «Мир вспомнит о героизме «Сивуча» даже тогда, когда все другие события этой титанической войны станут достоянием истории».

Несмотря на объективную необходимость укрепления обороны Ирбенского пролива, береговые батареи на мысе Церель начали строить только в конце 1916 года.

Береговые батареи мыса Церель в 1917 году

Батареи, расположенные на полуострове Сворбе, организационно входили в 4-й батальон Приморского фронта и включали в себя три береговые батареи ( №№ 40,41,43) и четыре зенитные батареи (№№ 40а,42,43в,44г). Оборону побережья в районе мыса Церель держали три роты морского Гвардейского экипажа.

Маяк на мысе Сааре (Церель) в наши дни.
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: