Береговая батарея № 43. Церельская батарея.

 

Батарея № 43. Церельская батарея. 4 орудия калибром 305 мм (12 дюймов). Открытая стационарная. Расположена рядом с маяком Сааре. Хорошо сохранились все четыре основания орудий.

Береговые батареи мыса Церель в 1917 году

Самая мощная батарея на мысе Церель. Командир батареи старший лейтенант Бартенев. Церельскую батарею строил известный русский фортификатор Унгерман. Вступила в строй в апреле 1917 года. Состояла из четырех открытых позиций 305-мм орудий и двух бронированных капониров. Между пристанью Мынту и батареей была проложена 4,5 километровая узкоколейная (колея 750 мм) железнодорожная ветка. На линии использовался паровоз типа 0-3-0 фирмы «Оренштейн и Коппель» мощностью 90 л.с., изготовленный в Германии в 1914 году. Восьмитонные платформы были сделаны в 1913 году на вагонном заводе «Артур Коппель» в Санкт-Петербурге.

В 1907 году для линкоров типа «Севастополь» была спроектирована 305/52-мм пушка. Заказ на изготовление пушек получил Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ) в Санкт-Петербурге. И началу 1917 года Морское ведомство получило 126 орудий, которыми были вооружены балтийские и черноморские линкоры. В 1910 году Главное артиллерийское управление заказало ОСЗ 16 береговых установок 305/52-мм пушек затем последовали еще заказы, и к сентябрю 1917 года было изготовленно 36 установок. Лафеты 305/52-мм орудий изготавливал Металлический завод в Санкт-Петербурге.

 На Балтике береговые батареи с 305/52-мм орудиями были построены на островах Эре, Эзель и Даго, а также в крепостях - форт Ино и форт Алек- сеевский (Красная горка). Планировалось строительство такой же батареи в Усть-Двинске (Рига). Паровоз ((0ренштейн и Береговая установка 305/52-мм пушки представляла собой внушительное сооружение. Ствол пушки имел длину 16 метров и весил более 50 тонн. Высота установки 6 метров, общий вес 120 тонн. Несмотря на огромные размеры заряжение орудия происходило вручную. Снаряд весом 470 кг поднимался на линию подачи ручной лебедкой и далее 6 человек прислуги прибойником досылали его в ствол. Также вручную досылались и пороховые заряды весом 132 кг. Фугасный снаряд образца 1911 года нёс 60 кг взрывчатого вещества, имел начальную скорость 800 м/сек и дальность полета 28 км.

На каждой пушке имелся свой перископический прицел Цейса. Общее управление огнем батареи осуществлялось приборами управления стрельбой системы Гейсмера с 1,5 - метровым дальномером.

Двенадцатидюймовое орудие батареи №43 на мысе Церель

Для обороны Ирбенского пролива русский флот за три года войны выставил около 10000 мин. В 1917 году, в связи с захватом немцами Курляндского берега, русские выставили большое минное заграждение у мыса Домеснес (Колкасрагс).

Немецкий флот неоднократно пытался проводить траление мин в Ирбенс- ком проливе, но каждая попытка тралить фарватер отражалась огнем батарей Цереля. Немцы понимали, что не уничтожив 305-мм батарею, они не смогут осуществить прорыв крупными силами в Рижский залив.

Для германских линейных кораблей 43-я батарея была целью номер один. После постоянных обстрелов батарея отвечала огнем двух орудий, так как прислуга двух других разбежалась. Позиции батареи подвергались бомбардировкам с воздуха. После очередной воздушной атаки 17 сентября 1917 года загорелся склад пороховых зарядов. Строительство батареи не было закончено, склад пороховых зарядов и склад снарядов находились в бревенчатых погребах, стена между склаццми прогорела и последовал взрыв сорока четырех 305-мм снарядов. В результате взрыва выбыло из строя 7 офицеров и 114 матросов. К середине октября кайзеровские войска подошли к батарее с суши. Орудия батареи не имели кругового сектора обстрела и не могли противодействовать войскам, наступавшим на мыс Церель по полуострову Сворбе. Немцы предъявили батарее ультиматум о сдаче. Батарейцы ответили: «Русские в плен не сдаются. Долг повелевает нам драться до последнего снаряда».

43-я батарея держалась до 15(2) октября. Под огнем немецких линкоров личный состав покинул батарею. На батарее остались 20 человек во главе с командиром, с намерением взорвать позиции и орудия. Попытки взорвать двенадцатидюймовые орудия оказались тщетными. Подрывная команда и командир батареи попали в немецкий плен, откуда возвратились только в 1919 году. Судьба 43-ей батареи вообще связана с цепью трагических обстоятельств. Не имея сведений о том, в чьих руках находится батарея, русское командование послало линейный корабль «Гражданин» («Цесаревич») с приказом обстрелять и уничтожить батарею. Линкор дал несколько залпов, но с наступлением темноты стрельбу прекратил.

Командир 43-ей батареи - старший лейтенант Бартенев стал прообразом главного героя романа Валентина Пикуля «Моонзунд» - старшего лейтенанта Артемьева. Всё действие романа подводило русского офицера к точке наивысшего напряжения событий - обороне мыса Церель, где решалась судьба Российской империи. С потерей батарей Цереля Прибалтика была потеряна для России на долгие десятилетия.

Позиция 305-мм орудия на мысе Сааре (Церель) в наши дни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: