Эта война была непродолжительной (18 суток, с 6 по 24 октября), но отличалась большой интенсивностью и широким размахом боевых действий. С обеих сторон в ней участвовали около 1,7 миллиона военнослужащих, до 6 тысяч танков, 1800 самолетов, примерно 200 кораблей и катеров. Борьба на море имела второстепенное значение, тем не менее, она была достаточно напряженной.
К октябрю 1973 года в состав египетского флота входили 19 ракетных катеров советского производства — 8 пр. 205 (4 ракеты П-15) и 11 пр. 183Р (2 ракеты П-15). Египетский флот базировался на Порт-Саид и Александрию, но 4 катера пр. 183Р находились в Красном море.
Египетские береговые ракетно-артиллерийские части имели довольно большое количество стационарных и буксируемых артиллерийских орудий, а также несколько дивизионов советских береговых ракетных комплексов «Сопка» с противокорабельными ракетами С-2 (4К87).
В ВВС Египта к октябрю состояли 30 дальних бомбардировщиков и разведчиков Ту-16, из которых около 20 являлись ракетоносцами типа Ту- 16КСР-2А или Ту-16КСР-2-11 (те и другие несли ПКР КСР-2).
ВМФ Сирии имел в своем составе 3 ракетных катера пр. 205 и 6 катеров пр. 183Р. Базами сирийского флота являлись Латакия и Тартус. Береговая оборона располагала 100-мм и 130-мм стационарными артиллерийскими батареями и береговыми ракетными комплексами «Сопка».
К октябрю 1973 года флот Израиля располагал 12 ракетными катерами типа «Sa’ar 2», вооруженными 5—8 ПКР «Gabriel» Mk.1. Кроме них, в состав флота вошли первые 2 катера типа «Reshef» (Sa’ar 4), своими ТТХ значительно превосходившие катера «Sa’ar 1».
По водоизмещению, артиллерийскому вооружению и скорости хода, а главное по средствам РЭБ катера типа «Sa’ar» были гораздо сильнее катеров проекта 205, не говоря уж о катерах проекта 183Р.
В то же время небольшая дальность полета ракет «Gabriel» Мк. 1 (25 км — в пределах линии видимого горизонта), наносивших эффективное поражение в радиусе не более 10 метров, требовала применения соответствующей тактики боя. Очень большое внимание израильтяне уделяли отработке РЭБ. Все их катера были оснащены современными станциями радиотехнической разведки, излучателями активных помех, НУРС с зарядами быстро рассеивающихся дипольных отражателей.
Израильские ракетные и артиллерийские катера базировались на порты Хайфа и Ашдод в Средиземном море. В Израиле флот оказался наиболее боеготовым видом вооруженных сил, встретивших арабское нападение 6 октября. Располагая данными разведки о подготовке Египта и Сирии к активным действиям, командование израильского флота отменило все праздничные увольнения вдень праздника Йом-Кипур (праздник Судного Дня) и привело корабли в состояние повышенной готовности.
Накануне было проведено оперативно-тактичес- кое учение флота, а с утра 6 октября началось развертывание ракетных катеров в море. К берегам Синайского полуострова в район северного фланга линии Бар-Лева был выдвинут дозор в составе ракетных катеров «Soufa» и «Herev», к которым позже присоединился новейший катер «Keshet».
В 14 часов 6 октября израильский флот получил оповещение о начале боевых действий, а уже через три часа, к 17 часам, мобилизация военно-морских сил и приведение их в полную боевую готовность были закончены и начался выход всех остальных катеров в море.
Три катера отправились к Синайскому полуострову на подкрепление находившейся там дозорной тройки, два катера были развернуты в дозоре у Хайфы с целью обеспечения прикрытия нефтеперерабатывающего завода. Ударная группа (в составе четырех ракетных и одного артиллерийского катера) под флагом командующего флотилией Баркаи вышла из Хайфы по направлению к сирийскому побережью, чтобы нанести удар по главной базе ВМФ Сирии — Латакии (еще один израильский катер находился в ремонте в доке завода в Хайфе).
Мотив заключался в том, что Хайфа находится вблизи от ливанской границы, а это позволяло сирийским ракетным катерам скрытно подойти с северного направления на дистанцию пуска ракет по нефтеперерабатывающему комплексу Хайфы.
Побережьем южного направления Израиль владел на большую глубину, занимая территории сектора Газы и Синайского полуострова. Поэтому командование решило в первую очередь устранить потенциальную угрозу с севера.
Израильские ракетные катера, выделенные для удара по Латакии, в 17.00 вышли из Хайфы 6 октября 1973 года и направились на северо-запад, держась значительно далеко западнее территориальных вод Ливана.
Катера шли двумя колоннами. В левой колонне, представлявшей собой ударную группу, находились «Miznag» (флаг М. Баркаи), «Gaash» и «Н an it»; в правой, шедшей с некоторым «отступом» в несколько миль, — «Reshef» и «Mifgaf» (последний в тот момент еще не имел ракетного вооружения; он был вооружен тремя 40-мм автоматами).
Переход осуществлялся на большой скорости — до 30 узлов. Поскольку целью операции было выманивание сил противника из базы с целью их уничтожения, то ограничения на работу радиоэлектронных средств не соблюдались, и все катера шли с работающими РЛС. Сам Баркаи был настроен весьма решительно и перед выходом заявил личному составу, что намерен в случае отсутствия противника в море атаковать его непосредственно в Латакии, «а если будет надо, мы подойдем так близко, что сами сможем пришвартоваться там».
В 22.28, когда катера находились в 35 милях от Латакии, РЛС катера «Miznag» обнаружила малоразмерную цель в 4 милях к северу от ударной группы. Почти одновременно эту же цель обнаружила и РЛС катера «Reshef». Для ее классификации «Miznag» по приказу Баркаи сделал несколько предупредительных выстрелов из 40-мм автомата по курсу неопознанной цели, которая в ответ резко увеличила скорость и открыла пулеметный огонь. Это был сирийский торпедный катер проекта 123К, под командованием капитан-лейтенанта А. Йехия, который возвращался из дозора от берегов Кипра.
Находившийся на правом фланге израильских сил «Reshef» (капитан 3 ранга Миха) увеличил ход до полного, устремившись на пересечение курса отхода вражеского катера, и в 22.40 открыл по нему огонь из обоих 76-мм орудий по данным РЛС, с дистанции около 10 км. Хотя вследствие темноты израильтяне визуально результатов не наблюдали, сирийский торпедный катер потерял ход.
Тем не менее, Йехия успел передать радиосообщение о том, что он атакован «тремя вражескими кораблями». Получив это сообщение, штаб ВМФ Сирии приказал базовому тральщику «Hittine», несшему ближний дозор в 10 милях от Латакии, полным ходом отходить под прикрытие береговых батарей*. Одновременно маневрировавшей южнее Латакии сирийской ударной группе в составе одного ракетного катера пр. 205 и двух катеров пр. 183Р было приказано нанести удар по обнаруженному противнику. (Согласно другим данным, эта группа изначально вышла из Латакии с целью перехода в Тартус.)
Тральщик типа Т-43
Около 22.50 Баркаи приказал своим силам повернуть на восток и в прежнем строю полным ходом идти к Латакии, оставив «Hanit» добивать артиллерией поврежденный сирийский катер, что «Hanit» успешно выполнил к 23.10. (Позже это решение Баркаи подвергалось критике, поскольку тем самым перед решающим столкновением из состава израильской ударной группы выбыл один ракетный катер ради сомнительной задачи уничтожения цели, потерявшей ход и не представлявшей никакой угрозы.)
Тем временем с дистанции 25 км «Reshef» своими средствами радиотехнической разведки обнаружил работу береговой РЛС Латакии, а катера левой колонны (ставшей после поворота северной) обнаружили своими радиолокаторами отходивший к берегу тральщик «Hittine».
С предельной дистанции 25 км «Gaash» выпустил по нему ракету «Gabriel», которая, однако, в цель не попала, вероятно, просто не долетела до нее и упала в воду после выработки топлива в двигателе.
«Reshef» сблизился с тральщиком на 18 км и произвел пуск одной ПКР, которая через 2 минуты попала в цель, озарив ночь яркой вспышкой. Вслед «Reshef» выпустил еще одну ракету по «Hittine», которая тоже поразила этот корабль. Тральщик окончательно потерял ход и загорелся, хотя и остался на плаву. Однако почти сразу после пуска второй ПКР на «Reshef» засекли подходившие с юга три малоразмерные быстроходные цели. Это были сирийские ракетные катера.
В 23.30 — 23.32 с дистанции примерно 13 миль (24 км) сирийские катера произвели по израильтянам залп шестью ракетами П-15, немедленно после пуска в соответствии с положенными тактическими установками легли на обратный курс и стали отходить на юг со скоростью 24 узла.
Обнаружив пуск ракет, израильские катера начали активно маневрировать, производя отстрел пассивных помех и включив станции активного радиопротиводействия. Применение средств РЭБ увенчалось полным успехом: радиолокационные головки самонаведения всех шести ракет П-15 были дезориентированы, и ПКР упали в море за кормой израильских катеров, не причинив им никакого вреда.
Сами же сирийцы были введены в заблуждение большим количеством ложных целей, видимых на индикаторах РЛС, и не смогли разобраться в обстановке, считая, что имеют дело с крупным соединением противника. Береговые РЛС обнаружили три быстроходные цели, маневрирующие якобы к северу от Латакии, и не менее десятка целей в двух кильватерных колоннах к югу от нее.
После промаха сирийских ракет израильтяне устремились в контратаку, за счет превосходства в скорости катеров быстро сокращая дистанцию (по советским данным, арабские ракетные катера в 1973 году не могли развивать ход более 24 узлов из-за плохого состояния материальной части). Но когда «Reshef» достиг дистанции ракетного залпа, на нем вследствие короткого замыкания вышла из строя система пуска ракет.
Это поставило Баркаи в сложное положение, поскольку шедший за «Reshef» катер «Mifgaf» не имел ракет (он использовался в качестве артиллерийского), а в колонне самого Баркаи вследствие отделения «Hanit» остались только два ракетных катера, и они находились дальше от противника, чем «Reshef».
По приказу Баркаи «Reshef» и «Mivtah» отвернули влево, а более быстроходные «Miznag» и «Gaaash» — вправо, пересекая курс предыдущей группы. Этот маневр позволил взять сирийцев «в клещи».
Командир «Reshef» Миха, несмотря на неполадку, продолжал сближаться с противником, надеясь пустить в ход артиллерию своего катера, но колонна Баркаи опередила его, раньше выйдя на дистанцию пуска. В этот момент сирийский катер пр. 205 развернулся и выпустил по колонне Баркаи две оставшиеся ракеты П-15. Однако вследствие применения средств РЭБ и эти ракеты постигла судьба предыдущих — они тоже взорвались за кормой израильских катеров. Еще до того, как обе ракеты упали в море, «Gaash» (капитан 3-го ранга Арие Шефлер) выпустил по катеру пр. 205 две ПКР «Gabriel», a «Miznag» — одну ПКР по катеру пр. 183Р. Оба сирийских катера были поражены примерно в 23.50 и быстро затонули.
* «Hittine» и «Yarmouk» — бывшие советские тральщики типа Т-43 (пр. 254), переданные Сирии в 1962. Полное водоизмещение 569 т; размеры 59 х 8,75 х 2,5 м; скорость до 14 узлов. Вооружение: 4—37 мм автомата В-11М (2 х II), 2 пулемета 12,7-мм (1 х II)
Бой в районе Латакии
Второй сирийский катер пр. 183Р, видя, что уйти ему не удастся, круто взял к берегу и в полночь выбросился на прибрежную отмель южнее Латакии, после чего был оставлен экипажем. В это время по израильским катерам открыла огонь сирийская 130-мм четырехорудийная береговая батарея, но попаданий ей не удалось достичь, хотя, по израильскому свидетельству, снаряды «ложились неприятно близко».
Приказав остальным своим катерам держаться вне дальности огня сирийской береговой батареи, Баркаи на флагманском катере «Miznag» подошел, несмотря на артиллерийский обстрел с берега, на дистанцию примерно 1 км к сидящему на мели катеру пр. 183Р и расстреливал его из 40-мм автоматов до тех пор, пока «сириец» не взорвался (по советским данным, это произошло в 0.25). Израильтяне не решились применить для его уничтожения ПКР, поскольку высокий берег в этом месте отражал радиолокационные сигналы, что могло создать помехи радиолокационной ГСН ракеты «Gabriel».
В момент гибели сирийских ракетных катеров на связь с группой Баркаи вышел отставший «Hanit», который после уничтожения торпедного катера в течение примерно получаса не мог донести о себе вследствие отказа радиостанции. Баркаи приказал «Hanit» добить тральщик «Hittine». Подойдя к тральщику, израильский катер сперва всадил в него еще одну ракету «Gabriel», а затем обстреливал из 76-мм пушки до тех пор, пока «Hittine» не опрокинулся и не затонул*. После этого «Hanit» соединился с остальными катерами израильского соединения, которое затем благополучно пришло в Хайфу.
Любопытно, что советским советникам и их сирийским подопечным в бою у Латакии померещились израильские вертолеты, которые якобы базировались на малых десантных кораблях.
Вот как об этом сказано в ранее секретной книге «История развития морских вооружений»:
«Наряду с рейдами к арабскому побережью израильтяне для борьбы с надводными кораблями АРЕ и САР организовывали также морские засады из смешанных корабельно-вертолетных групп. В этих случаях катера патрулировали в 40—50 милях от побережья, за зоной возможного их обнаружения береговыми РЛС, а вертолеты барражировали вблизи побережья. При обнаружении противника последние снижались до 100-200 метров и, производя галсирование на скорости 45—60 км/час, имитировали надводные корабли.
При подходе наведенных береговыми постами катеров АРЕ (САР) вертолеты отходили от побережья.
Сблизившись на дальность ракетного залпа, арабские катера производили пуски крылатых ракет П-15 по «надводным» целям. Вертолеты, уклонившиеся от удара резким подъемом до 400—500 метров, вместе со своими взаимодействующими катерами приступали к преследованию отходивших после залпа арабских ракетных катеров. В ходе преследования катера подвергались огневому воздействию корабельно-вертолетной группировки израильтян»**.
Почти то же самое пишет В.Д. Доценко:
«Тактической группе из 5 ракетных катеров была поставлена задача нанести удар по порту и военно-морской базе Латакия: 2 катера должны были нанести удар с северо-запада, остальные — с юго- запада. Действия катеров обеспечивались 4 вертолетами, размещавшимися на 2 малых десантных кораблях. На вертолеты возлагались задачи: поиск кораблей противника, наведение на обнаруженного противника ударных сил и выдача целеуказания, нанесение вспомогательных ударов, создание помех средствами радиолокационного наблюдения противника.
Через несколько минут (израильские) вертолеты обнаружили 3 сирийских катера, следовавших в порт Тартус. Сирийские ракетные катера с помощью РЛС также обнаружили вертолеты, но приняли их за надводные корабли. Один сирийский катер был выслан для доразведки.
Однако, не дождавшись результатов разведки, командир тактической группы принял решение атаковать противника. С дистанции 13—19 миль были выпущены в одном залпе все боеготовые ракеты. Израильские вертолеты, обнаружив пуск ракет, резко набрали высоту и вышли из зоны наблюдения РЛС. Операторы классифицировали исчезновение отметок на экранах РЛС как потопление целей. Сирийские катера стали отходить со скоростью 24 узла под прикрытие береговой артиллерии. Израильские катера начали преследование со скоростью более 30 узлов. После сближения на дистанцию стрельбы ракетами «Габриэль» по разрядившимся сирийским катерам был нанесен удар: 2 катера были уничтожены прямым попаданием ракет, а 3-й, уклоняясь от ракет и артиллерийского огня, выбросился на берег, где был уничтожен вертолетами»***.
Израильские официальные источники утверждают, что вертолеты не взаимодействовали с ракетными катерами ни в этой, ни в других операциях октябрьской войны, а все исправные десантные корабли израильского флота находились в период войны 1973 годы в Красном море.
Десантные суда, ходившие не быстрее 10 узлов, не могли взаимодействовать с катерами, развивавшими скорость 40—42 узла. Да и зачем? Из-за малой дальности стрельбы ракет «Gabriel» вопрос о целеуказании за линией горизонта не поднимался. Дело у Латакии решили не столько ракеты, сколько средства радиоэлектронного противодействия.
Итоги боя: сирийцы потеряли 3 ракетных катера и 1 торпедный, а также базовый тральщик. Израильтяне потерь не имели.
* Советские источники обычно указывали, что был потоплен однотипный с ним тральщик «Yarmouk».
** История развития морских вооружений. Книга 2. История развития оружия советского военно-морского флота в период 1946-1986 гг. М., 1989, с. 120.
*** Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М./СПб., 2001, с. 227.
В ночь с 6 на 7 октября египетский флот предпринял набег на северный фланг линии Бар-Лева, в районе Рунами*. В нем участвовала группа из семи египетских катеров(проекта 205, но, по израильскому источнику, часть катеров была торпедными пр. 206, на которых вместо торпедных аппаратов были установлены для обстрела побережья установки залпового огня).
С целью введения в заблуждение противника египетские катера осуществляли выход в море из различных пунктов базирования.
Около 22 часов египтяне без каких-либо помех нанесли удар с моря (в том числе ракетами П-15) по так называемому форту «Будапешт» (израильский опорный пункт), при этом находившаяся у побережья Синая группа в составе трех израильских ракетных катеров не обнаружила их.
Эти египетские катера при их отходе обнаружила и перехватила другая группа израильских катеров, выдвинутая еще утром севернее, под командованием Гидона Раза, в составе «Soufa», «Herev» и «Keshet». Хотя израильские катера быстро вышли на дистанцию ракетного залпа, все 11 выпущенных ПКР «Gabriel» не поразили цели из-за отказов РЛС управления огнем «Orion» на всех трех катерах.
Египтяне даже не поняли, что были атакованы ракетами с катеров, а приняли их за вертолеты, якобы применившие ПТУР, и даже заявили об уничтожении одного из этих «вертолетов».
Лишь один израильский истребитель F-4E «Phantom-2» сумел настичь египетские катера и бомбами потопил один катер пр. 205.
* Линия Бар-Лева (по фамилии израильского министра финансов) — сплошная линия израильских укреплений, в основном полевого типа, построенная вдоль 6epeга Суэцкого канала.
Командование ВМФ Израиля, воодушевленное успехом у Латакии, запланировало на следующую ночь с 7 на 8 октября аналогичный удар по египетскому Порт-Саиду. Однако операция сорвалась ввиду того, что вышедший первым в дозор к побережью Синая «Hanit» сел на мель и был снят с нее только с помощью других катеров. После этого израильские катера начали отход, но из-за навигационной ошибки катер «Miznag» оказался на траверзе Порт-Саида, где был атакован двумя находившимися в базовом дозоре египетскими ракетными катерами проекта 183Р. Выпущенные ракеты П-15 в цель не попали, а египетские катера ушли в базу.
Пуск ПКР П-15М с катера пр. 206М
Оставив три катера в дозоре у Синайского полуострова, Баркаи приказал остальным силам возвращаться в базу.
Не успев до конца пополнить запасы топлива в Хайфе, израильские ракетные катера днем 8 октября получили приказ вновь выдвинуться к египетскому побережью — командование флота намеревалось таким образом оказать поддержку контрнаступлению израильских сухопутных войск. Вечером Баркаи вывел 6 катеров из Хайфы и повел их на юг. Ожидалось, что к ним присоединятся еще 3 катера, находившихся в дозоре, но после рандеву с дозорными катерами выяснилось, что у них слишком мало топлива, их пришлось отправить в базу. Со своими шестью Баркаи пошел к Порт-Саиду.
В 23.50 флагман приказал катерам разделиться на три группы — северную {«Reshef», «Keshet»), центральную («Eilath», «Mifgav») и южную (флагманский «Herev» и «Soufa»), которые развернулись общим строем фронта с севера на юг, продолжая двигаться в юго-западном направлении вдоль египетского побережья.
В полночь 9 октября катера южной группы начали артобстрел нефтяных цистерн у Дамьетты, одновременно по указанию Баркаи южной и северной группами был произведен демонстративный отстрел дипольных отражателей с целью привлечь внимание египтян. Замысел увенчался полным успехом — в 0.15 (по другим данным, в 00.00) средства РТР израильских катеров зафиксировали пуск ракеты П-15 с дистанции около 25 миль, вслед за этим были обнаружены четыре египетских ракетных катера пр. 205, тоже идущих строем фронта. В течение последующих 10 минут египетские катера произвели три ракетных залпа с дистанций от 20 до 17 миль.
Все 6 катеров израильской ударной группы дали полный ход навстречу противнику и применили средства РЭБ. «Разрядившись», египетские катера легли на курс отхода в Александрию.
Дальше полностью повторилась та же история, что у Латакии, — радиолокационные головки самонаведения всех египетских ракет П-15 были выведены из строя помехами, и ракеты упали в море, не причинив никакого ущерба, а удирающие арабские катера были настигнуты более быстроходными израильскими катерами. После 25-минутной погони первой в дело вступила северная пара катеров, охватившая фланг отходящих египтян. Уроки боя у Латакии были учтены, и теперь израильтяне стреляли своими ракетами только «наверняка». С дистанции 17 км «Keshet» поразил одной ПКР «Gabriel» самый северный катер пр. 205, который загорелся.
Однако в этот момент от длительного движения полным ходом на израильском катере лопнул трубопровод системы охлаждения двигателей, и «Keshet» был вынужден остановиться для исправления неполадки. Подошедший «Mifgaf» добил египетский катер огнем 40-мм автоматов.
Одновременно «Reshef» одиночными ракетами поразил еще два катера пр. 205. Первый из них был добит артогнем катера «Eilath», второй выбросился на прибрежную отмель, где был расстрелян несколькими израильскими катерами. «Reshef» продолжал преследовать четвертый уходящий египетский ракетный катер, но в решающий момент снова, как и у Латакии, на израильском катере в результате замыкания отказала система пуска ракет.
Хотя командир «Reshef» Миха пытался продолжить погоню с целью уничтожения врага артиллерией, категорический приказ Баркаи, опасавшегося, что катер слишком далеко оторвался от главных сил, заставил его повернуть обратно. В результате четвертому египетскому катеру пр. 205 удалось уйти.
В 1.30 ночи 9 октября израильские силы легли на курс отхода в Хайфу. На отходе израильтян атаковал египетский ракетный катер пр. 205, патрулировавший перед Порт-Саидом. С дистанции 20 миль он выпустил три ракеты П-15. Ни одна из ракет, как обычно, в цель не попала, что не помешало египтянам заявить о «потоплении» одного из израильских катеров.
Как и сирийцы в случае с Латакией, египетская сторона после боя у Дамьетты (который в Израиле называют боем у Дамьята-Балтим) полагала, что имеет дело с израильскими «вертолетами», доставленными на малых десантных кораблях, и что именно их использование противником в качестве своего рода ложных целей обуславливает низкую эффективность ракет П-15.
Итоги боя: потоплены 3 египетских ракетных катера. Израильтяне потерь не имели.
Группа из трех израильских ракетных катеров в ночь с 10 на 11 октября совершила набег на сирийское побережье. Три катера должны были обстрелять нефтяные резервуары в Баниасе. Группой прикрытия, действовавшей против Тартуса в составе «Gaash», «Soufa», «Hetz» и «Keshef», командовал Баркаи.
Бой в районе Дамьетта
Обнаружив подход к Тартусу неприятельских кораблей, сирийцы выслали в море два ракетных катера (один пр. 205 и один пр. 183Р), которые в 23.30 вечером 10 октября произвели полный ракетный залп всеми П-15, после чего сразу стали отходить в гавань. Но уйти им не удалось — израильские катера успели приблизиться на достаточное расстояние, чтобы поразить оба сирийских катера ПКР «Gabriel», в результате чего те выбросились на берег в районе порта.
Все выпущенные сирийцами ракеты П-15 (всего сирийцы выпустили в этом бою 8 ПКР; еще две, видимо, с катера проекта 183Р, находившегося в гавани), как обычно, были «уведены» израильскими средствами РЭБ.
Ударная же группа артиллерийским огнем подожгла часть нефтяных баков в Баниасе, после чего прошла к Латакии, где на внешнем рейде ракетами «Gabriel» потопила два стоявших там торговых судна — одно греческое, а другое японское («Yamashi- го Маги»).
Итоги боя: погибли 2 сирийских ракетных катера. Израильтяне потерь не имели.
В ночь с 11 на 12 октября израильские ракетные катера нанесли новый удар по порту Тартуса, подвергнув его артиллерийскому обстрелу. В самом порту попаданиями двух ракет «Gabriel» было поражено советское транспортное судно «Илья Мечников», прибывшее туда с грузом энергетического оборудования для строившейся при техническом содействии СССР электростанции на реке Евфрат. Судно полностью выгорело и село на грунт (впоследствии не восстанавливалось), но среди его экипажа погибших не было. Третья ПКР «Габриэль», пущенная по находящимся в гавани советским судам, угодила в волнолом порта. Ее взрыв серьезно повредил один из сирийских катеров.
Сирийские катера в ответ произвели несколько безуспешных пусков ракет П-15 прямо из гавани.
Удары израильских ВМС по Латакии и Баниасу имели место также 20 и 23 октября. Противодействие сирийцев ограничивалось в основном стрельбой береговой артиллерии, которой, по иронии судьбы, и удалось добиться единственного с арабской стороны успеха в борьбе с израильскими ракетными катерами. «Sa’ar» получил попадание в носовую часть 100-мм снарядом, причинившим некоторые повреждения. Ущерб же, понесенный Сирией в результате всех этих ударов, был куда более значительным: были повреждены портовые сооружения, энергетические мощности, уничтожены до 70% нефтяных запасов, находившихся в портах, почти полностью прекращены какие-либо поставки в Сирию морем.
Одновременно группы израильских ракетных катеров практически каждую ночь действовали у побережья Египта, обстреливая из артиллерийских орудий береговые объекты. Так, в ночь с 14 на 15 октября близ Абукира четыре израильских катера подверглись атаке двух находящихся в базовом дозоре у Александрии египетских ракетных катеров (предположительно, одного пр. 205 и одного пр. 183Р), которые с предельной дистанции выпустили пять ПКР П-15.
Египетское командование заявило о «самой успешной атаке за весь период боевых действий», в результате которой у израильтян были «потоплены два ракетных и один торпедный катер».
На самом же деле все П-15 вновь стали жертвами средств РЭБ. Вдобавок, в один из отходивших египетских катеров попала ракета «Gabriel» и возник пожар, но экипаж потушил его и привел катер в порт. Видимо, в этом случае не взорвалась боевая часть ракеты.
В ночь с 16 на 17 октября израильские катера нанесли ракетные удары по Порт-Саиду. По береговым объектам израильтяне стреляли, используя оптический визир. Египтяне выпустили по катерам 4 ракеты «Сопка» с береговой пусковой установки, но все они прошли мимо.
Всего в ходе октябрьской войны египетские и сирийские ракетные катера выпустили, по разным данным, от 52 до 54 ПКР П-15. Израильские катера выпустили 55 ракет «Gabriel» Mk.l. При этом ракетами и артиллерией израильские катера потопили: один тральщик, 8 ракетных катеров (5 пр. 205, 3 пр. 183Р), один торпедный катер, три транспортных судна, два малых судна.
Израильская авиация уничтожила еще один ракетный катер пр. 205, а израильские боевые пловцы — два ракетных катера пр. 183Р и один малый десантный корабль. Общие потери арабов — 11 ракетных катеров из 28 находившихся в строю (39%).
К началу боевых действий на море ВМС Египта и Сирии имели двойное численное превосходство в корабельном составе (132 единицы против 59) и в количестве ракетных катеров (28 против 13) над флотом Израиля.
Однако израильские РКА имели по 7—8 пусковых установок для ракет, тогда как арабские — по 4 или даже 2, вследствие чего соотношение действующих ПУ составило 1,16 в пользу ВМФ Израиля.
Израильский ракетный катер типа «Sa’ar 2».
В ходе войны израильские катера совершили более 100 выходов в море и 15 рейдов к побережью Египта и Сирии. Их рейды продолжались от 15 до 20 часов и совершались, как правило, в темное время суток. Ракетные катера действовали в составе ударных групп, состоявших из двух-трех тактических отрядов по 2—3 катера, с дистанцией между ними до 5 миль по фронту и 3 мили в глубину.
Одному из тактических отрядов ставилась задача нанесения ракетно-артиллерийского удара по береговым объектам, задачей других было блокирование противодействующих сил флота противника.
Блокирующие тактические отряды осуществляли маневрирование в 20—25 милях от мест базирования кораблей противника. Выдвижение их на рубеж ракетной атаки осуществлялось с различных направлений. Ракетный удар наносился массированно на больших скоростях катеров-носителей после сближения с целью на дистанцию 9—11 миль.
На флотах Египта и Сирии ракетные катера обычно действовали отрядами по два катера в каждом отряде. Переходы в районы патрулирования совершались на малых ходах с маскировкой под рыболовные суда в режиме полного радиомолчания вблизи побережья.
Наведение катеров на цели осуществлялось с береговых командных пунктов. Пуски ракет осуществлялись залпом по 2—4 ракеты с дальностей 20—40 км.
В действиях арабов необходимо отметить следующие недостатки:
— преимущество ракет П-15 перед «Габриэль» Мк. 1 в дальности стрельбы на 20 км использовалось недостаточно;
— время ракетного залпа не всегда сокращалось до минимума;
— взаимодействие между катерами во время боя было организовано плохо;
— выход катеров из боя после ракетной атаки выполнялся с запаздыванием;
— операторы РЛС, вследствие низкого уровня подготовки, не могли отличать ложные цели от истинных, что влекло неоправданный расход боезапаса ракет;
— радиоэлектронное противодействие ракетным атакам не осуществлялось.