ТИПЫ РАКЕТНЫХ КАТЕРОВ

 

После того, как генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев в 1956 году авторитетно разъяснил со­ветским адмиралам и генералам, что современная война требует широкого применения ракет, они бы­стро прозрели и начали превращать в ракетоносцы все, что имелось под рукой.

Понятно, что высшее флотское начальство в связи с новыми задачами, поставленными «партией и правительством», не могло не обратить внимания на катера. Идея выглядела весьма заманчиво. Взять торпедный или сторожевой катер, поставить на него пару противокорабельных ракет, и тем самым при­дать ему силу если не крейсера, то хотя бы эсминца. Получится дешево и «очень сердито»: малые разме­ры + высокая скорость + значительная огневая мощь. Кроме того, такие катера можно за короткий срок наштамповать в огромном количестве.

Сказано — сделано. Уже 24 мая 1956 года инже­неры из ЦКБ-5 Министерства судостроительной про­мышленности (ныне Центральное морское конструк­торское бюро «Алмаз») получили приказ «ударными темпами» спроектировать ракетный катер. Сроки вы­полнения эскизного и технического проектов «на­чальство» установило на 1957 и 1958 годы.

Главным конструктором проекта был назначен Евгений Иванович Юхнин (1912-1999). Он избрал в качестве прототипа торпедный катер проекта 183 (тип «Большевик»), серийно строившийся с 1949 года.

Суть трансформации была очень проста. Корпус, двига­тели (4 дизеля М50Ф), основ­ные корабельные системы и устройства, носовая 25-мм артустановка остались без изменений. А вместо двух торпедных аппаратов и кор­мовой артустановки Юхнин разместил две пусковые уста­новки для противокорабель­ных ракет.

В качестве оружия ему предписали «свыше» исполь­зовать крылатую ракету П-15, созданную в филиале ОКБ- 155 (ныне КБ «Радуга») под руководством А.Я. Березня­ка и проходившую испытания.

Конечно, пришлось провести опыты, связанные с заменой торпедного вооружения на ракетное. Осо­бенно волновал всех вопрос о том, не загорится ли деревянный корпус катера от воздействия газовой струи двигателя ракеты во время старта. Была со­здана конструктивная защита, представлявшая со­бой композицию из прочной металлической оболоч­ки, эластичного поропласта, воздушного слоя и де­коративной зашивки.

По результатам полигонных испытаний, прове­денных с октября 1956 по август 1957 года, кон­структоры спроектировали пусковую установку. Ба­лочные направляющие длиной 2,75 м были жестко закреплены под углом 11,5 градуса.

Специально для испытаний ракет П-15 на заводе № 5 (бывший катеростроительный завод НКВД, ны­не «Алмаз») в 1957 году переоборудовали торпед­ный катер ТК-14 пр. 183. В отличие от серийных ка­теров, у него ракеты находились на открытых на­правляющих, без прикрытий ангарного типа. Второй катер (ТК-15) не имел ПУ, на нем установили лишь аппаратуру ракетного комплекса. По внутренним водным путям оба катера перешли на Черное море. Первый успешный пуск ракеты с катера состоялся 16   октября 1957 года.

Успех испытаний позволил высшему начальству принять решение о развертывании серийного строи-тельства катеров по проекту 183Р. Проект для серийного строительства был утвержден 6 августа 1957 года.

Катер получил систему уп­равления ракетным огнем «Клен», которую обеспечива­ла данными о целях РЛС «Рангоут». Функциями этой системы являлись прокладка боевого курса и удержание катера на курсе, определение времени полета ракеты, учет параметров бортовой и киле­вой качки.

По проекту, катер мог про­изводить пуск ракет при ско­рости хода от 15 до 30 узлов и волне до четырех баллов. Теоретически, дальность стрельбы составляла 40 км. Однако практически даль­ность обнаружения радиоло­катором «Рангоут» цели типа «эсминец» не превышала 13,5 миль (25 км).

Перезарядка пусковых ус­тановок производилась в ба­зе, при этом на одну ракету уходило до 30 минут.

Хотя ракетный комплекс П-15 был принят на вооруже­ние в 1960 году, серийное строительство катеров про­екта 183Р началось уже в де­кабре 1959 года. Экспери­ментальный катер ТК-14 пе­реименовали в Р-14. Он нахо­дился в строю до 1967 года.  

840

Катера проекта 183Р

 

 

 

 

 

НАЗАД   СОДЕРЖАНИЕ  ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: