Бора /б. МРК-27/(1990) Самум /б. МРК-17/ (1995)
Проект ЦКБ-18 «Алмаз» (гл. конструктор Л.В. Ельский). Построены в 1987—92 годах на верфи им. А.М. Горького в Зеленодольске.
850(1050) т; 65,6 х 18 (ВЛ 17,2) х 1,7 м (2,4 с опущенными колонками); катамаран.
Газовые турбины полного хода (М-10-1) 2 х 20.00 л.с. 50 узлов (53 на испытаниях); 800 миль на 45 узлах; дизели экономического хода (М-511 А) 2 х 10.000 л.с.; 25 узлов; 2500 миль на 12 узлах; нагнетательные дизели (М-504) 2 х 3300 л.с.
Экипаж 9/36 человек (по другим данным, 9/50). Вооружение: 8 ПКР П-35 «Москит» (2 х IV), установка ЗУР «Оса-М» (1 х II; боекомплект 20 ракет); 1—76-ммL/59 орудие АК-176 (боекомплект 345 выстрелов), 2—30-мм L/54 установки АК-630 (по шесть стволов; боекомплект 6000 выстрелов). Установки для отстрела ложных целей ПК-10 (2 х X), ПК-16 (2 х XVI). РЭВ: навигационная РЛС «Экран» СРН-207, обнаружения надводных целей «Монолит» МР-352, обнаружения воздушных целей «Позитив», сопровождения целей «База» МПЭ-301; управления артогнем «Вымпел» МР-123.01, РЭБ «Вымпел» Р-2, две МРП-11/12М, две МП-405, одна «Румб» МФД/Ф.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой (64 х 18 м). Впереди находится эластичный экран. Две ГТУ разгоняют его до 50 узлов при высоте волны 2 м, а при волне 3,5 м (ветер 5 баллов) — до 40 узлов. С одной стороны — это катамаран со скоростью до 25 узлов, с другой — КВП с максимальной скоростью до 50 узлов.
Высокая скорость позволяет кораблю избегать захвата ГСН торпед. Мореходность — до 8 баллов.
Однако, несмотря на внушительные габариты и водоизмещение, его ракетное и артиллерийское вооружение такое же, что у катера пр. 1234.8 (чье водоизмещение меньше на 400 тонн, а ширина корпуса меньше на 6 м). Правда, большая площадь палубы позволила создать более комфортные условия для использования оружия и размещения экипажа.
Сложность постройки и эксплуатации, высокая стоимость того и другого, при недостаточно мощном вооружении, предопределили судьбу проекта. Серия ограничилась двумя единицами.
МРК «Бора» пр. 1239 (фото 1995 г.)
МРК проекта 1239 «Сивуч» («Dergach»)