Британский флот традиционно не проявляет сколько-нибудь значительного интереса к малым кораблям, что является контрастом по отношению к активной деятельности английских катеростроительных фирм «Воспер-Торникрофт» и «Брук Марин» на международном рынке. Они поставляют флотам разных стран десятки артиллерийских, ракетных и противолодочных катеров.
Проекты фирмы «Vosper-Thornycroft»
Проект «Brave» (тип «Susa») для ВМФ Ливии
Susa (31.08.1967), Sirte (10.01.1968), Sebha /б. «Sokna»/(29.02.1968)
Построены фирмой «Vosper-Thornycroft» в 1966—69 годах на основе ее проекта торпедного катера типа «Brave». Деревянный корпус, алюминиевая надстройка.
Водоизмещение 95 (114) т; размеры 30,5 х 7,8 х х 2,1 м.
ГТУ полного хода («Bristol Siddeley Proteus») 1 х х 12750 л.с., 54 узла; дизели экономического хода («General Motors») 2x95 л.с.; 2 вала.
Экипаж 3/17 человек.
Вооружение: 8 ПКР SS-12M (2 х IV), 2—40-мм L/60 автомата Мк.9 (2 х I), две ПУ осветительных НУРС.
РЭВ: навигационная РЛС, система управления ракетами «Aerospatiale».
Были заказаны как торпедно-артиллерийские катера, но после начала строительства перепроектированы в ракетно-артиллерийские. Пусковые установки — по обеим сторонам надстройки.
В 1977 году капитально отремонтированы в Италии, в 1985—86 годах получили новые двигатели.
Плавучей базой для этих катеров служил десантный корабль-док «Zeltin» (2200 тонн; 15 узлов), построенный фирмой «Vosper» одновременно с ними. Он же наводил их на цель и осуществлял огневую поддержку своей артиллерией.
Пуск ракеты SS-12M с катера «Susa»