Катера фирмы «British Power Boat».

 

В 1935 году фирма «British Power Boat Company» (далее — «ВРВ») в Саутгемптоне, специализировав­шаяся на создании спортивных и прогулочных кате­ров, во главе которой стоял талантливый руководи­тель Хуберт Скотт-Пэйн (Hubert Scott-Paine; 1891 — 1954), сумела заинтересовать адмиралтейство проектом 60-футового (18,3 м) торпедного катера, разработанным за ее счет.

Этот человек сыграл важную роль в создании торпедных катеров нового типа в Великобритании и в США. Поэтому имеет смысл сказать о нем несколь­ко слов.

Его отец владел фабрикой скобяных изделий в Шорхеме (графство Сассекс). Уже в молодые годы Хуберт выделялся не только рыжей шевелюрой, но и такими достоинствами как предприимчивость, орга­низаторские и коммерческие способности. Еще он обладал феноменальным техническим чутьем. Он окончил лишь школу, однако не только умел видеть главное в любом проекте, но и указывал дипломиро­ванным инженерам наиболее рациональные пути ре­шения технических проблем.

В 1916 году, когда ему бы­ло 25 лет, известный пред­приниматель Пембертон-Биллинг (Pemberton-Biiling) сде­лал его управляющим своего завода по производству гид­росамолетов «Supermarine Aviation Works». В 1920 году этот завод перешел в соб­ственность Скотт-Пэйна, а в 1923-м он выгодно его про­дал. Таким образом, семь лет подряд «Red-Hot» (так звали Хуберта друзья) успешно строил летательные аппараты и, к тому же, сам много летал на них. Несколько построен­ных им гидропланов стали по­бедителями ряда престижных соревнований. Именно тогда он установил тесные деловые и личные связи с моторостро­ительной фирмой «Napier».

В 1927 году, после четы­рех лет работы директором авиакомпании «Imperial Air­ways», Скотт-Пэйн учредил фирму «British Power Boat».

Здесь он строил гоночные катера-глиссеры, а также лю­бые другие — какие желал заказчик. Два самых знаменитых среди них, это «Miss England I» и «Miss England II», построенные по проекту инженера Фреда Купера (Fred Cooper). До редана их корпуса были остроскулыми, а даль­ше — плоскими.

Первый катер длиной 8,4 метра получйл мотор «Napier-Lion» мощностью 930 л.с. В 1929 году изве­стный английский гонщик Сигрейв (Segrave) на гон­ках в Венеции достиг на нем скорости 79,8 узла!

Второй катер был длиннее (11 м) и тяжелее, но и его мотор обладал значительно большей мощнос­тью. В 1930 году он установил мировой рекорд ско­рости для моторных катеров — 85,7 узла (158,7 км/час)! Правда, в одном из заездов катер разломился, Сигрейв и его механик погибли.

Как уже сказано, британский флот довольно дол­го игнорировал вопросы создания торпедных и про­тиволодочных катеров. Зато королевские ВВС (Royal Air Force RAF) остро нуждались в мореходных быстроходных катерах. Они требовались для обслу­живания многочисленных гидросамолетов, а также для спасения пилотов и пассажиров летательных ап­паратов, потерпевших аварию над морем.

 

169

Хуберт Скотт-Пэйн (впереди) на катере «Miss England I» (фото 1928 г.)

  

И вот в 1930 году Скотт-Пэйн предложил коман­дованию британской морской авиации испытать по­строенный им катер. К тому моменту Фред Купер разругался со своим рыжеволосым вспыльчивым ше­фом и перешел в фирму «Vosper». Но в проекте спа­сательного катера ASRL (air/sea rescue launch) явно виден его дизайн.

 

170

64-футовый катер типа ASRL, построенный Скотт-Пэйном (1936 г.)

 

Килевой катер без редана был с V-образным раз­валом бортов по всему корпусу и с плоской кормой. Он развивал значительно меньшую скорость, чем глиссеры, зато обладал неплохими мореходными ка­чествами. На полном ходу его нос приподнимался над водой, но не настолько, чтобы днище ежесе­кундно сотрясалось от ударов волн. Командование заказало Скотт-Пэйну 18 таких катеров (длина 11,3 м; два мотора фирмы «Meadows» по 100 л.с.; скорость 23 узла).

В 1934 году командование морской авиации ре­шило, что ему требуются еще более крупные и море­ходные катера. Наибольшее доверие при выборе ис­полнителей заказа авиаторы испытывали к Скотт- Пэйну. Еще бы, сам летчик и строитель гидросамоле­тов. Он его и получил.

Уже в феврале 1936 года на испытания вышел но­вый катер ASRL. Его длина была 19,5 м (64 фута). Силовая установка состояла из трех моторов «Napier-Lion» по 500 л.с. Расчетная дальность плава­ния —500 миль на 32 узлах или 800 миль экономиче­ским ходом. Испытания прототипа показали, что максимальная скорость в тихую погоду достигала 37 узлов. Катер уверенно держался на 6-бальной волне. Он имел закрытую рубку и каюту, укрывавшие эки­паж судна и спасенных летчиков от непогоды. Сидя­чими местами были обеспечены 22 человека! Автономность равнялась двум суткам.

По этому проекту фирма «British Power Boat» построи­ла для RAF две серии катеров ASRL. В 1936—40 гг. первую серию — 22 катера длиной 64 фута (19,5 м). А в 1940—42 гг. еще 100 таких же катеров, но длиной 63 фута (19,2 м). Все они с 1940 года вооружа­лись двумя 7,72-мм пулемета­ми «Lewis».

Элементарная арифмети­ка показывает, что фирма «Napier» поставила для них 366 двигателей, не считая за­пасных моторов и запасных частей. Хуберт Скотт-Пэйн совершенно правильно пола­гал, что процветание друзей является залогом его соб­ственного процветания!

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: