Введение

Эта книга посвящена истории торпедных катеров за период около 120 лет, начиная с момента их появ­ления и до прекращения процесса конструирования новых типов. При этом я стремился рассмотреть в ос­новном техническую сторону процесса эволюции ка­теров, а примеры боевых действий использовал лишь как фон для лучшего понимания технических аспектов.

Поскольку я рассматриваю эволюцию конкрет­ного класса малых боевых кораблей (торпедных ка­теров), постольку описываю их по фирмам-производителям, а не по флотам-потребителям. Понимаю, что такой подход вызовет неприязнь среди действу­ющих и отставных офицеров флота, считающих страшной крамолой любое отступление от привыч­ных стереотипов, равно как и от формулировок уста­вов. Тем более есть повод моим «заклятым друзьям» из московских «тусовок» выплеснуть на меня оче­редную бочку злобной клеветы.

Однако я писал эту книгу не для военных моряков и не для пресловутых «тусовщиков», а для широко­го круга «штатских» читателей, никогда не носив­ших погоны, но, тем не менее, интересующихся воен­но-морской историей и техникой.

   Один из базовых постулатов так называемой «лингвистической школы» в философии гласит, что очень многие проблемы и недоразумения в науке, истории, политике, обыденной жизни возникают из-за того, что разные люди по-разному понимают смысл одних и тех же терминов. Памятуя об этом факте, начну свое повествование с того, что объясню тот смысл, который вкладываю в главные понятия данной книги — «торпеда» и «катер».

  Впервые термин «торпедо» для обозначения сна­ряда, производящего взрыв возле подводной части корпуса корабля, использовал американский изо­бретатель Роберт Фултон (1765—1815). Еще в дека­бре 1797 года он дал это название сконструирован­ной им буксируемому плавучему снаряду, по анало­гии с милой морской зверушкой — электрическим скатом «Torpedo marke». Фултон имел в виду, что взрыв порохового заряда, помещенного в водоне­проницаемый контейнер и подведенного к непри­ятельскому судну, действует мгновенно и убийствен­но, подобно электрическому разряду ската. (Вооб­ще, Фултон явно тяготел к бионике. Созданную им подводную лодку он назвал «Наутилус», вдохновля­ясь примером моллюска «Nautilux pompilius», умею­щего погружаться и всплывать, а также плавать на поверхности воды, используя гребень раковины в ка­честве паруса).

С тех пор в англоязычных странах, прежде всего в Великобритании и США, все разновидности под­водных снарядов для подрыва кораблей долгое вре­мя называли «торпедо».

Военно-морские специалисты этих стран выделя­ли среди таких снарядов «floating torpedo» — плаву­чие торпеды; «towed torpedo» — буксируемые тор­педы; «spar torpedo» или «rod torpedo» — шестовые торпеды; «projectile» или «casting torpedo» — мета­тельные торпеды; «automobile torpedo» — самодвижущиеся торпеды; «dirigible torpedo» — дистанци­онно управляемые торпеды (самодвижущиеся и донные).

Отмечу в даннбй связи, что якорные «торпедо», идею применения которых Фултон впервые выдви­нул в своей брошюре «Торпедная война и подвод­ные взрывы», изданной в 1810 году, позже получили совсем другое название — «мины» (mines). Проис­хождение этого английского слова связано с такими смысловыми значениями как «подкоп», «взрыв», «тайное предприятие». Оно проистекает от тех под­земных ходов для взрыва стен крепостей пороховы­ми зарядами, что прокладывали саперы в разных странах Европы начиная с XIV века.

Итак, если строго придерживаться изначального смысла термина «торпедо», все морские и речные суда (в том числе катера), которые предназначены для боевого применения плавучих, буксируемых, ше­стовых, метательных и самодвижущихся снарядов подводного взрыва, являются «торпедными». Имен­но в таком смысле я рассматриваю их в этом иссле­довании.

Теперь обратимся к термину «катер». В совре­менной военной литературе его определяют следую­щим образом: «малый боевой корабль водоизмеще­нием до 500 тонн». Так и хочется сказать — «ничего себе, малый»!

Заглянем в военно-морские справочники прошед­ших лет. Стандартное водоизмещение советских торпедных катеров проекта 206 (типа «Шершень»), строившихся с 1960 года, составляло 129 тонн, дли­на — 34,6 метров. Между тем, водоизмещение рус­ского миноносца «Сухум» (1883 год), с экипажем 16 человек, было около 65 тонн, при длине 34,4 метра. Водоизмещение миноносцев типа «Або» (1886 год) составляло около 90 тонн при длине 39 метров. Од­нако миноносцы того и другого типа считались бое­выми кораблями, а не катерами! Иначе говоря, нор­мы габаритов, позволяющих отнести боевую единицу к категории «катер», с течением времени претер­пели весьма существенные изменения.

 

Различные типы «торпед» XIX века.

 2

В этой книге, описывая торпедные катера, строив­шиеся до 1914 года, я руководствовался следующим критерием. Торпедный катер — это такое боевое судно, размеры которого позволяли поднимать его на верхнюю палубу крупных боевых кораблей (эска­дренных броненосцев, броненосных и бронепалуб­ных крейсеров) и крупных транспортных судов.

   Отмечу кстати, что британ­ское адмиралтейство класси­фицировало паровые торпед­ные катера водоизмещением до 16 тонн как миноносцы 2-го класса, а во Франции ка­тера такого же тоннажа име­новали миноносцами 3-го класса. Итальянцы считали торпедными катерами все су­да с торпедным вооружением водоизмещением до 15 тонн.

Поразмыслив, я взял за основу габариты торпедных катеров, состоявших на во­оружении двух специализи­рованных транспортов — британского «Vulcan» (1889 г.) и французского «La Foudre» (1895 г.). Первый нес 6 кате­ров водоизмещением по 16,5 тонн, длиной 60 футов (18,3 м). Второй — 8 катеров водоизмещением по 14 тонн, длиной 60 футов 9 дюймов (18,5 м).

Кстати, длина торпедных катеров британской фирмы Торникрофт в конце Первой мировой войны была 55 фу­тов (16,8 м), а их доставка в район боевых действий пер­воначально плнировалась на борту крупных боевых кораб­лей или транспортов.

Исходя из указанных фак­тов, я решил считать «катера­ми» (повторяю, лишь в отно­шении периода до 1914 года) суда длиной до 60-65 футов (18—20 м), чье нормальное водоизмещение не превыша­ло 20 тонн.

Разумеется, подобное ог­раничение в определенном смысле является искуственным. Но если его не при­держиваться, мы неизбежно застрянем среди об­ширных флотилий так называемых «миноносок» и «миноносцев», которые в XIX веке считались не катерами, а боевыми кораблями, и о транспортиров­ке которых крупными судами никто не помышлял. Между тем, именно эта концепция более 25 лет ле­жала в основе тактики боевого применения паровых торпедных катеров.

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: