Выпуск катеров типа “S”.

 

  За время войны германские верфи (включая гол­ландские, работавшие на оккупантов) построили 236 торпедных катеров типа «S» (включая реквизиро­ванные). Это S-1-158, 167-228, 301-307, 701-709. 364 катера, предусмотренных программой 1943 года, остались незавершенными, их строительство не начиналось или было отменено. Это S-159—166, 229—300, 308—500, 710—800; то же самое относится к 22 малым катерам LS-13—34.

402

Катер S-219 (фото 1944 г.)

Катера S-219—300 были заказаны верфи «Schlichting» в Травемюнде; S-301—500 верфи «Luerssen» в Фегезаке; S-701—800 верфи «Danziger Waggonfabrik» в Данциге. Из них построили либо ус­пели спустить на воду только 26 единиц (S-219—228, 301-307, 701-709).

В 1959 году адмирал Фухс (Fuchs), бывший на­чальник K-Amt, сделал такое разъяснение относи­тельно строительства S-boote в годы войны: 

    «Число катеров, которые можно было постро­ить, целиком и полностью зависело от наличия для них двигателей. За время войны было выпущено следующее количество S-boote: в 1939 го­ду — 4 катера, в 1940 — 20, в 1941 — 31, в 1942 — 41, в 1943 — 41, в 1944 — 62, в 1945 — 11, всего 210...

Все требуемые показатели были достигнуты благодаря дизелям «Daimler-Benz» мощ­ностью 2000 л.с., а позже мощ­ностью 2500 л.с. Поскольку ни­какой другой двигатель не от­вечал требованиям флота, воз­никло положение, при котором двигатели для всех катеров по­ставляла одна фирма.

Поэтому флот всячески спо­собствовал расширению про­изводства на заводе «Daimler-Benz» в Унтертуерхайме, что­бы там могли выпускать 12 дизелей ежемесячно. Кроме того,начались работы по созданию родственного пред­приятия в Мариенфельде для выпуска 10 двигателей в месяц. Этот показатель (22 двигателя в месяц) был обусловлен трудностями производства коленчатых валов.

Для ковки последних требовался паровой молот мощностью 40.000 mkg, а поначалу в наличии имел­ся лишь один такой молот на заводе «Alfingen» в Вюртемберге. Потом еще один был построен на за­водах Круппа. С этими двумя молотами можно было выпускать лишь 22 двигателя в месяц.

В апреле 1943 года, когда выпуск продукции ос­новного завода в Унтертуерхайме был доведен до 10 двигателей ежемесячно, а выпуск дочернего предприятия в Мариенфельде — до 5, Министерст­во вооружений переориентировало второе предпри­ятие с выпуска морских дви­гателей на выпуск танко­вых. Производство двигате­лей для S-boote, таким образом, сосредоточилось в Унтертуерхайме.

Кроме того, в марте 1944 года их выпуск вооб­ще прервался после мощно­го авиационного налета на предприятие, однако он был восстановлен в порази­тельно короткие сроки — уже через месяц.

В 1944 году Министерст­во вооружений, не прини­мая во внимание соображе­ния технической осуществи­мости плана, пообещало увеличить выпуск двигате­лей до 80—100 штук в ме­сяц. Наконец в 1945 году оно, вопреки рекоменда­циям Главного КБ военных кораблей, запустило в производство новый, более мощный двигатель, ко­торый не прошел испытаний в боевых условиях, и направило все производственные мощности на его выпуск.

Поскольку этот двигатель оказался непригодным для службы, по сути было развалено все производ­ство моторов для S-boote, что, впрочем, уже не ока­зало никакого влияния на ход войны».

403

Катер типа S-219 с бронированной рубкой новой формы (фото 1944 г.)  

К этим словам надо добавить следующее. Боль­шие размеры и дороговизна производства обуслови­ли то обстоятельство, что катера типа «S» при всем желании нельзя было строить по-настоящему круп­ными сериями, то есть сотнями вместо десятков. Оказалось также, что слишком накладно использо­вать эти катера в целом ряде операций, например, на мелководье, в узких заливах и проливах.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: