Катера типа «Wal» (Кит).

 

Wal-I. В начале августа 1944 года, вскоре после высадки союзников в Нор­мандии, Вендель спроектиро­вал реданный катер «Wal».

Его корпус (9 х 2,3 х 1,3 х х 0,4 м) был целиком сделан из клепаной стали. Расчетное водоизмещение — 4,2 т.

Вооружение: два аппарата для 450-мм пневматических торпед F5b в корме, по обеим сторонам двигателя. По­скольку стандартный торпед­ный аппарат был слишком тя­жел, создали аппарат весом всего 320 кг, с пороховым вышибным зарядом. Из 150 ис­пытательных выстрелов толь­ко один дал осечку.

При пуске торпед из кор­мовых аппаратов в мелких во­дах вблизи берега поначалу возникали трудности. Дело в том, что сразу после пуска торпеда сначала погружалась на глубину до девяти метров (!), а уже потом всплывала на заданную глубину и развива­ла полный ход.

Но практика сброса тор­пед катерами типа «Wal» по­казала, что можно довольно точно регулировать глубину погружения торпеды, варьи­руя скорость катера. После этого торпеды стали успешно пускать даже на глуби­не всего один метр!

Оборонительным оружием катера служили две пусковые установки для 86-мм НУРС с осколочными (либо дымовыми) боеголовками, а также один 13-мм пулемет. Огневые испытания неуправляемых ракет дали очень хорошие результаты.

Силовая установка состояла из бензинового авиамотора мощностью 700 л.с., обеспечивавшего скорость 39 узлов с торпедами и 42 узла без них. Экипаж — 2 человека, дальность плавания крейсер­ским ходом — 300 миль.

Во время первых ходовых испытаний подшипни­ки при 2400 оборотах вала в минуту часто заедали, пришлось их рассверлить, чтобы образовался зазор 3 мм. Тогда на малой скорости стал стучать вал, но стук прекращался при высоких оборотах. Эта про­блема раньше часто встречалась у скоростных кате­ров, ее можно было решить лишь с помощью упругих резиновых подшипников.

Wal-ll и Wal-lll. Катер «Wal-I» отвергли из-за не­достаточной мореходности, а также трудностей с обеспечением надлежащей прочности корпуса (осо­бенно из-за течи возле редана). Поэтому Вендель спроектировал безреданный «Wal-И» длиной 10 м.

 

421

Его построили одновременно с катером «Hydra». Один авиамотор мощностью 700 л.с. позволял этому маленькому «Киту» развивать скорость 38 узлов с торпедами на борту и 42 узла без них. Вооружение, экипаж, дальность плавания были аналогичны «Wal- I», равно как и корпус из клепанной стали. Испыта­ния показали, что катер можно использовать при волнении до 3 баллов.

Специальный трейлер сделали так, чтобы катер с него можно было спустить в воду, или наоборот, из­влечь из воды за считанные минуты. Просто трейлер с катером погружался в воду до тех пор, пока катер не всплывал и не отходил прочь. При извлечении ка­тера надо было направить его нос так, чтобы загнать в выступавшую из воды раму, имевшую форму, соот­ветствующую форме носовой части катера. Если все было сделано правильно, катер ровно ложился на рамы трейлера.

Венделю пришлось еще раз изменить конструк­цию катера «Wal» потому, что сталь, необходимую для постройки в конце войны стала большим дефи­цитом.

«Wal-lll» он построил из дерева, с учетом опыта, накопленного при создании предыдущих моделей. Экипаж увеличился до 3—4 человек, чтобы люди могли менять друг друга в процессе атаки и отступле­ния, а в корме Вендель добавил платформу для пуле­мета и НУРС, куда не долетала пена и где оружие не заслоняло обзор рулевому. Само вооружение не из­менилось.

Катер получил авиамотор мощностью 600 л.с. С ним он развивал скорость 35 узлов с торпедами и 38 узлов без них. На моторе мощностью 800 л.с. ско­рость была, соответственно, 39 и 42 узла.

«К-Verband» провел испытания всех трех образ­цов в районе Травемюнде. Как реданный, так и без- реданные катера продемонстрировали вполне удов­летворительные мореходные качества при волне до

3-х баллов. Благодаря форме своего корпуса катера типа «Wal» врезались в волну, шлепанье и удары о поверхность, характерные для малых катеров на хо­ду против волны, были умеренными и переносимы­ми. Кроме того, они уверенно держали курс. Хорошо продуманная форма носовой части корпуса сдвига­ла волну довольно далеко к корме.

Во время этих испытаний Вендель узнал о суще­ствовании ракет-ускорителей, созданных профессо­ром Вальтером для обеспечения взлета тяжелых бомбардировщиков с короткой взлетной полосы. Та­кая ракета весила 300 кг, имела электрическую сис­тему зажигания, за несколько секунд она развивала тягу силой 1000 л.с. Возникла идея установки одной Катер «Wal-I»  такой ракеты на корме катера. Тогда при отходе после пуска торпед он с ее помощью сможет быстро выйти за пределы досягаемости корабельной артил­лерии противника. А поскольку ракетное топливо при сгорании дает густой шлейф красно-коричнево­го дыма, эта дымовая завеса вдобавок закроет катер от вражеских артиллеристов.

Командование Люфтваффе предоставило Венделю две такие ракеты, чтобы он смог проверить свою идею на практике. Приняв все меры предосторожно­сти, провели испытания, причем за штурвал катера сел сам обер-лейтенант Вендель. С ракетным уско­рителем катер развил скорость 58 узлов. Однако при этом его очень трудно было удержать на курсе. Од- на-единственная пулевая пробоина привела бы к оп­рокидыванию и гибели катера. Поэтому от дальней­ших попыток применения ракетных ускорителей при­шлось отказаться.

Катера типа «Wal» не пошли в серию из-за того, что после сравнительных испытаний, о которых ска­зано выше, было принято решение о серийном стро­ительстве катеров типа «Hydra». 

Информация о боевом применении катеров ти­пов «Hydra», «КоЬга», «Schlitten» и «Wal» отсутству­ет. Известно лишь, что 1-я флотилия катеров «Hydra» была сформирована в начала 1945 года в устье реки Шельда. Кроме того, имела место попыт­ка перебросить один катер типа «Schlitten» по возду­ху на острова Эгейского моря, чтобы использовать находившийся там запас торпед, к которым не было носителя (но неизвестно, было ли это сделано). 

 

 

422

Катер «Wal-I 

423

«Катер Wal-lll»

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: