Торпедные катера Финляндии

 

Задачи морской обороны Финляндии — с учетом ее скромных финансовых ресурсов, навигационных условий в Финском заливе, а также успехов англий­ских торпедных катеров в районе Кронштадта в 1919 году — сделали торпедные катера весьма привлека­тельными для командования финского флота. Со­ставленная с большим размахом первая программа строительства флота предус­матривала закупку 48 таких катеров, но нехватка средств заставила принять более скромный план.

В 1920 году были куплены итальянские катера MAS-220 и 221, получившие обозначе­ния MTV-1 и 2 (позже «Hurja» и «Sisu II»). Однако их море­ходные качества оказались мало подходящими для бур­ных вод Финского залива.

В 1926 году финская верфь «Parvoo» построила экспериментальный катер MTV-3 (позже «Isku»), разви­вавший скорость 31 узел.

Он был очень похож на британский 55-футовый СМВ, но получил два бензиновых мотора «Fiat» по 325 л.с. и два бугельных аппарата ита­льянского типа для 450-мм торпед.

В 1928 году были куплены два 55-футовых катера Тор­никрофта (MTV-4 и 5, позже «Syoeksy» и « N и о I i»). Еще два катера того же типа (MTV-6 и 7, позже «Vinha» и «Raju»), финны построили по лицензии в 1929 году.

Эти семь торпедных кате­ров, находившихся в строю, к сентябрю 1939 года, сильно обветшали. Но попытка заме­нить их новыми, построенны­ми за границей, закончилась неудачей. Два 17-тонных катера со скоростью 40 уз­лов, заказанные фирме «Thornycroft» в 1939 году, реквизировал британский флот (МТВ-67, 68).

26 июня 1941 года Финляндия вступила в войну на стороне Германии против Советского Союза. Уже в первые месяцы немецкие и финские флотилии тор­педных катеров, действовавшие с финских баз, до­бились ощутимых успехов. Но, когда советский Бал­тийский флот оказался заблокированным на неболь­шом участке между Кронштадтом и Ленинградом, и его активность свелась в основном к действия тор­педных и артиллерийских катеров, стала очевидной острая нехватка у немцев и финнов в этом районе аналогичных судов.

Кроме того, оживленное движение советских гру­зовых судов в Ладожском и Онежском озерах, плюс к тому необходимость поддержки своих сухопутных войск, сражавшихся в этих местах, сделали крайне желательным для финнов наличие своих торпедных и артиллерийских катеров на этих озерах.

Между тем, германские S-boote были слишком ценные для того, чтобы использовать их в стеснен­ных водах пресловутой «Маркизовой лужи», а до­ставка столь крупных судов на озера по суше была невозможна. Финны делали все возможное. Они да­же временно установили бугельные торпедные ап­параты на ряде катеров береговой охраны. Это бы­ли VMV-1—20, построенные в 1930—42 гг.

Некоторые из которых имели бензиновые мото­ры, некоторые — дизели. Водоизмещение 25—30 тонн, скорость 11 — 15 узлов, вооружение — одна 20-мм пушка. Однако они являлись слишком тихо­ходными.

В 1942 году итальянцы прислали финнам пять ка­теров MAS постройки фирмы «Baglietto». Финны на­звали их «Hurja» 1—5. В 1942—43 гг. финская верфь «Turun Veneveistaemo» построила по итальянским чертежам еще 8 катеров того же типа (Taisto-1—8).

Их ТТД: водоизмещение 22 тонны; размеры 18 х х 4,72 х 1,5 м; моторы «Изотта-Фраскини»; скорость 42 узла. Вооружение: один 20-мм автомат, две 457-мм торпеды в бугельных аппаратах.

Командование итальянского флота отправило на помощь финнам четыре торпедных катера типа «500» (MAS-526—529). 25 мая 1942 года они ушли с Сицилии в Специю. Оттуда по железной дороге их перевезли в Штеттин, куда они прибыли 4 июня. Там катера погрузили на пароход «Thielbeck», и 9 июня они прибыли в Хельсинки. После того, как катера прошли канал и озеро Сайма, их снова погрузили на железнодорожные платформы и перевезли еще на

30   км, в порт Лахденпохья на Ладожском озере. На­конец, 25 июля, ровно через два месяца после нача­ла пути, они были готовы к боевым действиям. Эта группа под командованием Бьянчини (Bianchini) до­билась определенных успехов. В конце октября 1942 года, еще до того, как озеро замерзло, все катера отправили в Таллин на капитальный ремонт. После ремонта финны купили 5 июня эти катера, обозначив их «Jymy-1—4».

Три советских торпедных катера, захваченных немцами и финнами, были восстановлены и ходили под финским флагом. Это ТК-52 (типа Д-3), захва­ченный в ходе «зимней войны» 1939—40 гг., в фин­ском флоте «Vasama»; ТК-141 (типа Г-5) — «Vipuri»; ТК-47 (типа Г-5) — «Viima».

Планировавшаяся на июль 1944 года передача Финляндии немецких катеров S-62, S-64, S-99,S-117 не состоялась.

Боевые потери финнов были таковы. Катер «Raju» погиб 15 июня 1943 года во время атаки в районе Кронштадта; «Taisto I» погиб во время авиа­налета на траверзе Альватти; VMV-17 погиб 18 июня 1943 года во время авианалета близ Койвисто. По­гибли также VMV-8, 10, 12, 14, в том числе два из них взорвали немцы 19 сентбря 1944 года в порту Суурсари.

Финские торпедные катера действовали активно и успешно. Так, советский транспорт «Мееро» (1866 брт) катер «Svoeksy» потопил 3 сентября 1941 года; советский тральщик ТЩ-41 (470 т) потопил тот же «Svoeksy» 22 сентября 1941 года. Два советских тральщика потопили катера «Sisu» и «Nuoli» 1—2 ок­тября 1941 года. Советскую канонерку «Красное Знамя» (2440 т) потопили катера «Vinha» и «Vijuri» 18   ноября 1942 года. Поврежденный советский тор­педный катер ТК-141 захватили катера 2-й флоти­лии VMV 14 июня 1943 года.

После того как финны ввели в строй свои новые катера, в том числе купленные за границей и захва­ченные у противника, они в 1943 году создали две флотилии.

Первая флотилия состояла из катеров типов «Taisto» (8) и «Jymy» (4), вторая — из катеров типа «Hurja» (5) и трофейных (3). В 1944 году катера «Jymy» передали 2-й флотилии, а трофейные кате­ра — 1-й, чтобы катера в каждой из флотилий обла­дали схожими тактико-техническими параметрами.

Финские катера «Vinha», «Svoeksy» и «Nuoli» в 1943 году участвовали в боевых действиях на Ла­дожском озере. С них сняли торпедные аппараты, вооружили двумя 20-мм пушками и тремя минами заграждения. Два захваченных в Финском заливе советских катера — один торпедный и один броне­катер — финны использовали на Онежском озере, но эвакуировали, когда им пришлось отступать.

В 1944 году, когда Финляндия подписала переми­рие с СССР, ей пришлось вернуть все захваченные советские катера. Мирный договор с Финляндией особо оговорил запрет на обладание торпедными катерами, это можно считать следствием успехов, достигнутых финскими судами данного класса.

Катера VMV и другие остались у финнов, но тор­педные аппараты с них сняли. Уцелевшие катера ста­рых типов «Hurja», «Sisu», «Isku», «Svoeksy», «Nuoli» и «Vinha» пошли на слом.

Надо отметить, что у финнов были трудности с бугельными аппаратами. Зимой брызги воды превра­щались в лед и они намертво выходили из строя.

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: