Катера проекта 123.

 

Пр. 123-бис.

 

Главный конструктор Ф.Л. Ливенцев. Построены в 1946—48 гг. на верфи в Тюмени (завод № 639) в количестве 88,единиц. (К ним надо прибавить 29 ка­теров пр. 123-бис, сданных флоту до 31.12.1945).

Водоизмещение стандарт­но 19 тонн, полное 20,5 тонн; размеры 18,7 х 3,44 х 1,2 м (редан); моторы «Паккард» 2 х 1200 л.с.; скорость 48 уз­лов; дальность плавания 240 миль на 13,5 узлах; эки­паж 7 человек. Вооружение: 2—457-мм трубных ТА; 4—12,7-мм пулемета (две спа­ренные установки); 6 малых глубинных бомб. Мореход­ность до 4-х баллов, автоном­ность одни сутки.

 

Пр. М-123-бис.

 

После войны проект 123-бис доработали. При этом главным конструктором данноного проекта в ЦКБ-19 был В.М. Бурлаков.

Построены в 1947—48 гг. на заводе № 639 в Тюмени (первые 16 единиц)и в 1948—51 гг. в Феодосии (на заводе № 831) — последующие 34 единицы. Головной катер се­рии вступил в строй 25 ноября 1949 года.

Катер проекта М-123-бис получил три отечественных дизеля М-50 по 1000 л.с. вме­сто американских бензино­вых моторов «Паккард».

Изменились обводы кор­пуса в носовой части, внеш­ний угол килеватости днища возрос с 10 градусов до 15. Корпус получил усиление за счет установки в носовой час­ти промежуточных шпанго­утов и дополнительных ребер жесткости. Ходовой мостик был превращен в ходовую рубку. Катер стал более мо­реходным и автономным.

Водоизмещение нормаль­ное 20 тонн, полное — 21,7 тонны; размеры 19,3 х 3,44 х 0,76 м; дизели (М-50) 2 х 1000 л.с.; скорость 50 узлов; дальность плавания 500 миль на 35 узлах; экипаж 7 человек.

Вооружение прежнее: 2—457-мм ТА, 4—12,7-мм пулемета (2 спаренные установки), 6 малых глубин­ных бомб. Автономность двое суток. 

519

517

Катера проекта 123-К.

518

Катер проекта 123-К под флагом ВМФ Болгарии.

 

Пр. 123-К.

 

Последний вариант проекта 123.Разработку осу­ществило ЦКБ-19, главный конструктор В.М. Бурла­ков. Были построены в 1950—55 гг. на заводе № 831 в Феодосии в количестве 205 единиц. Два го­ловных катера серии вступили в строй 30 ноября 1949 года.

Катера пр. 123-К отлича­лись от катеров пр. М-123-бис двумя особенностями: а) 12,7-мм пулеметы заменили 14,5-мм пулеметами; б) по­явилась РЛС обнаружения и опознавания с антенной кру­гового обзора(вместо одной из пулеметных установок).

Полное водоизмещение составило 22,5 тонны; разме­ры 19,3 х 3,6 х 0,8 м (высота борта 1,8 м); дизели (М-50)2 х 1000 л.с.; скорость 50 уз­лов; дальность плавания 450 миль на 35 узлах; экипаж 7 человек. Вооружение: два 457-мм трубных торпедных аппарата, два 14,5-мм пуле­мета 2М-5 (спаренная уста­новка); РЛС «Зарница», стан­ция опознавания «Факел-М». В Сормово 8 катеров проектов 123-К и М-123-бис оснастили малопогруженными подводными крылья­ми Р.Е. Алексеева. Это новшество повысило ско­рость полного хода на 5—6 узлов. Однако, как уже было сказано при рассмотрении катеров Ганса фон Шертеля, крыло Алексеева представляло собой ту­пиковое направление в конструировании КВП. 

520

Катер проекта 123-К (мемориал в Санкт-Петербурге).

 

На этом серийное строи­тельство МТКА в СССР завер­шилось. Начиная с 1952 года, СССР передал Китаю 56 кате­ров данного типа. Такие же катера получили и другие страны — союзники СССР.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: