Это катера сохранили прежние корпус, надстройку и вооружение, но получили комбинированную силовую установку.
Прототип имел 4 дизеля М-50Ф и газовую турбину мощностью 4000 л.с. — переделанную авиационную турбину УГТУ. Она работала на отдельный (5-й) гребной вал.
Серийные катера получили более совершенную турбину М-1 конструкции В.Д. Колосова. Турбина позволяла им кратковременно (на 20—30 минут) развивать скорость до 52 узлов.
1 катер пр. 183-Т (прототип; построен в 1951 году на верфи № 5, испытывался в 1953 году) и 25 серийных (пр. 183-ТК), были построены в 1954—58 гг. в Ленинграде.
Водоизмещение прототипа 77 тонн; серийных катеров — 79,5 тонн. Серийные катера получили радар «Рея» и систему опознания «Кремний-2», а также прибор управления торпедной стрельбой «Онега».
В 1959—60 гг. два катера этого проекта были оснащены носовым малопогруженным крылом. Их водоизмещение возросло до 83 тонн. Зато скорость полного хода достигала 51,8 узла (в течение 30—35 минут), тогда как с выключенной ГТА — не более 25 узлов.
Но, как отмечают специалисты, проект серийного катера 183-ТК морально устарел уже к началу строительства серии. Он имел неоптимальную пятивальную схему, три руля; использовал безнадежно устаревшую авиационную газовую турбину УГТУ-1 (отличалась большим удельным весом, низкой экономичностью и чрезвычайно малым ресурсом).
Катер проекта 183Т.
Катер проекта 183Т.