В 1955 году было утверждено тактико-техничес- кое задание на разработку нового большого торпедного катера. Его проект в 1957—59 гг. разработало ЦКБ-5 (позже ЦМКБ «Алмаз»), Главным конструктором проекта был П.Г. Гойнкис.
Новый катер имел ряд интересных конструктивных особенностей. Основным материалом стала высоколегированная сталь. Обводы цельносварного корпуса для повышения мореходности сделали комбинированными: круглоскулые в носовой половине, остроскулые в кормовой. Стык палубы с бортом, а также верхняя часть надстройки были скруглены для лучшего смыва при радиоактивном загрязнении.
В результате катера пр. 206 могли использовать все свое оружие при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов. При 4-балльной волне никаких ограничений на скорость катера не налагалось.
Для более удобного размещения торпедных аппаратов на палубе, надстройке придали узкую и вытянутую форму. По сторонам ее располагались трубные торпедные аппараты ОТА-53-206. Перед надстройкой и за ней были установлены спаренные 30-мм автоматы АК-230 скорострельностью до 1000 выстр/мин. Кроме того, катера могли брать мины. Торпедную стрельбу и артиллерийский огонь обеспечивали две РЛС и система управления стрельбой.
На первые катера ставили три легких компактных дизеля М-503 по 4000 л.с. Каждый работал на свой гребной вал. С ними катера развивали скорость до 45 узлов. Позже их стали оснащать новыми дизелями М-504 по 5000 л.с., с ними скорость возросла до 47 узлов. Для обеспечения электроэнергией служили три дизель-генератора по 28 кВт каждый.
По своим боевым качествам торпедные катера проекта 206 на момент создания были лучшими в мире. Благодаря удачной конструкции, выносливости и простоте в эксплуатации они завоевали хорошую репутацию у моряков.
Два головных и серийные катера пр. 206 строил Ярославский судостроительный завод № 345 (головные вступили в строй в октябре 1960 года). Затем их производство было развернуто на заводе № 640 в Сосновке. Всего по этому проекту в 1960—1978 гг. построили около 100 катеров, включая экспортные. До конца 1980-х годов они состояли на вооружении советского флота, последние были списаны только в 1994 году.
В период с апреля 1979 по июнь 1983 гг. 14 катеров проекта 206 были переданы флоту Вьеунама, причем первые два без торпедных аппаратов.
Водоизмещение 129 (161) тон; 34,6 х 6,74 х 1,5 м; дизели (М-503; 42 цилиндра) 3 х 4000 л.с., позже (М-504; 56 цилиндров) 3 х 5000 л.с.; скорость 45—47 узлов; дальность плавания 850 миль на 30 узлах; автономность 5 суток.
Вооружение: 4—533-мм ТА, 4—30-мм автомата АК-230 (2 спаренные установки, общий боекомплект 2000 снарядов), 12 глубинных бомб (или 6 мин); артиллерийская РЛС МР-104 и РЛС кругового обзора.
В экспортном варианте 206Э (код НАТО — «Моль») 49 катеров были поставлены в 10 стран мира (ГДР- 18; Болгарии — 6; Египту — 6; Анголе — 4; КНДР — 3; Конго — 3; Гвинее-Конакри — 2; Югославии — 3; Гвинее-Бисау — 2; Острова Зеленого Мыса — 2).
Они имели два торпедных аппарата вместо четырех, одну спаренную 57-мм установку (в кормовой части) и одну спаренную 25-мм установку (в носовой части).
Катера, поставленные в Югославию, получили названия «Partizan», «Pionir», «Proleter». Кроме того, Ярославский завод № 345 поставил в СФРЮ в 1966—71 гг. еще 11 катеров в разобранном виде. Их собрали на верфи имени Тито в Кралевиче. Эти катера назывались «Biokovak», «Crvena Zvijezda», «Ivan», «Jadran», «Kornat», «Napredak», «Partizan- II», «Partizan-lll», «Pionir-И», «Streljko», «Topcider».
Катер проекта 206.
Кроме того, Средне-Невский завод в Ленинграде построил в 1974—75 гг. четыре торпедных катера по проекту 205Т, весьма близкому к проекту 206. Но прототипом в данном случае послужил ракетный катер проекта 205У, с заменой ракет на четыре торпедных аппарата.
В 1970-е годы завод «Алмаз» (бывший катерный завод НКВД № 5) в Ленинграде построил на экспорт 10 патрульных катеров с торпедным вооружением по проекту 206ЭР. Их приобрели Сомали (4 единицы), Эфиопия (2), Южный Йемен (2), Шри Ланка (1). Один катер данного проекта вошел в состав советского Черноморского флота.
Торпедный катер пр. 206.
Снаряжение торпедных аппаратов на катере пр. 206.
Катер проекта 206 под флагом ВМФ ГДР.