Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Катера проекта 206 (код НАТО «Шершень»).

Катера проекта 206 (код НАТО «Шершень»).

 

В 1955 году было утверждено тактико-техничес- кое задание на разработку нового большого торпед­ного катера. Его проект в 1957—59 гг. разработало ЦКБ-5 (позже ЦМКБ «Алмаз»), Главным конструкто­ром проекта был П.Г. Гойнкис.

Новый катер имел ряд интересных конструктив­ных особенностей. Основным материалом стала вы­соколегированная сталь. Обводы цельносварного корпуса для повышения мореходности сделали ком­бинированными: круглоскулые в носовой половине, остроскулые в кормовой. Стык палубы с бортом, а также верхняя часть надстройки были скруглены для лучшего смыва при радиоактивном загрязнении.

В результате катера пр. 206 могли использовать все свое оружие при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов. При 4-балльной волне никаких ограни­чений на скорость катера не налагалось.

Для более удобного размещения торпедных ап­паратов на палубе, надстройке придали узкую и вы­тянутую форму. По сторонам ее располагались труб­ные торпедные аппараты ОТА-53-206. Перед надст­ройкой и за ней были установлены спаренные 30-мм автоматы АК-230 скорострельностью до 1000 выстр/мин. Кроме того, катера могли брать мины. Торпедную стрельбу и артиллерийский огонь обес­печивали две РЛС и система управления стрельбой.

На первые катера ставили три легких компактных дизеля М-503 по 4000 л.с. Каждый работал на свой гребной вал. С ними катера развивали скорость до 45 узлов. Позже их стали оснащать новыми дизеля­ми М-504 по 5000 л.с., с ними скорость возросла до 47 узлов. Для обеспечения электроэнергией служи­ли три дизель-генератора по 28 кВт каждый.

По своим боевым качествам торпедные катера проекта 206 на момент создания были лучшими в ми­ре. Благодаря удачной конструкции, выносливости и простоте в эксплуатации они завоевали хорошую ре­путацию у моряков.

Два головных и серийные катера пр. 206 строил Ярославский судостроительный завод № 345 (голо­вные вступили в строй в октябре 1960 года). Затем их производство было развернуто на заводе № 640 в Сосновке. Всего по этому проекту в 1960—1978 гг. построили около 100 катеров, включая экспортные. До конца 1980-х годов они состояли на вооружении советского флота, последние были списаны только в 1994 году.

В период с апреля 1979 по июнь 1983 гг. 14 кате­ров проекта 206 были переданы флоту Вьеунама, причем первые два без торпедных аппаратов.

Водоизмещение 129 (161) тон; 34,6 х 6,74 х 1,5 м; дизели (М-503; 42 цилиндра) 3 х 4000 л.с., позже (М-504; 56 цилиндров) 3 х 5000 л.с.; скорость 45—47 узлов; дальность плавания 850 миль на 30 узлах; авто­номность 5 суток.

Вооружение: 4—533-мм ТА, 4—30-мм автомата АК-230 (2 спаренные установ­ки, общий боекомплект 2000 снарядов), 12 глубинных бомб (или 6 мин); артилле­рийская РЛС МР-104 и РЛС кругового обзора.

В экспортном варианте 206Э (код НАТО — «Моль») 49 катеров были поставлены в 10 стран мира (ГДР- 18; Бол­гарии — 6; Египту — 6; Анго­ле — 4; КНДР — 3; Конго — 3; Гвинее-Конакри — 2; Юго­славии — 3; Гвинее-Бисау — 2; Острова Зеленого Мыса — 2).

Они имели два торпедных аппарата вместо четы­рех, одну спаренную 57-мм установку (в кормовой части) и одну спаренную 25-мм установку (в носовой части).

Катера, поставленные в Югославию, получили на­звания «Partizan», «Pionir», «Proleter». Кроме того, Ярославский завод № 345 поставил в СФРЮ в 1966—71 гг. еще 11 катеров в разобранном виде. Их собрали на верфи имени Тито в Кралевиче. Эти кате­ра назывались «Biokovak», «Crvena Zvijezda», «Ivan», «Jadran», «Kornat», «Napredak», «Partizan- II», «Partizan-lll», «Pionir-И», «Streljko», «Topcider». 

534

Катер проекта 206.

 

Кроме того, Средне-Невский завод в Ленинграде построил в 1974—75 гг. четыре торпедных катера по проекту 205Т, весьма близкому к проекту 206. Но прототипом в данном случае послужил ракетный катер проекта 205У, с заменой ракет на четыре тор­педных аппарата.

В 1970-е годы завод «Алмаз» (бывший катерный завод НКВД № 5) в Ленинграде построил на экс­порт 10 патрульных катеров с торпедным вооруже­нием по проекту 206ЭР. Их приобрели Сомали (4 единицы), Эфиопия (2), Южный Йемен (2), Шри Ланка (1). Один катер данного про­екта вошел в состав советско­го Черноморского флота.  

535

Торпедный катер пр. 206.

536

Снаряжение торпедных аппаратов на катере пр. 206.

 537 

538

Катер проекта 206 под флагом ВМФ ГДР.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД