Шведские катера типа «Plejad».

 

Как уже сказано в преды­дущей части книги, шведская военная программа 1941 года предусматривала создание больших торпедных катеров, водоизмещением около 150 тонн, с дизельной силовой ус­тановкой мощностью 9000 л.с. Однако все проектные и опытно-конструкторские разработки удалось завер­шить лишь к концу 1949 года.

В марте 1950 года по но­вому проекту на государ­ственной верфи в Карлскроне был заложен головной ка­тер «Perseus».

Он имел необычный для того времени длинный узкий гладкопалубный корпус и вы­сокую короткую надстройку, а главное — необычайно мощную силовую установку, созданную на шведских пред­приятиях.

В 1952 году его чертежи шведы передали фирме «Люрсен», которая за пять лет построила на своем до­чернем предприятии в Шве­ции 11 катеров типа «Плеяд».

Они отличались от прото­типа более сильным торпед­ным вооружением (перед надстройкой удалось разме­стить еще два трубных ТА). Кроме того, на стенках над­стройки появились ПУ для не­управляемых реактивных сна­рядов.

Катер «Perseus» (прото­тип) был спущен 23.03.1950). После этого десять серийных катеров в 1953—58 гг. постро­ил филиал германской верфи «Luerssen» в Карлскроне.

Perseus (Т-101). Alde- baran (Т-107), Altair (Т-108), Antares (Т-109), Arcturus (Т-110), Argo (Т-111), Astrea (Т-112), Plejad (Т-102), Pola­ris (Т-103), Pollux (Т-104), Re- Катера типа Т-42  gulus (Т-105), Rigel (Т-106) 

 

 

623

Торпедный катер типа «Plejad».

 

«Perseus»: водоизмещение 145 (163) тонн; разме­ры 45 х 5,6 х 1,6 м; 2 дизеля по 2250 л.с. и газовая турбина 6000 л.с.; 3 гребных вала; скорость 40 узлов.

Вооружение: 4—533-мм трубных торпедных ап­парата, 2—40-мм автомата «Bofors».

«Plejad»: водоизмещение 157,5 (172,7) тонн; раз­меры 48 (45,2 по ВЛ) х 5,8 х 1,6 м; дизели (MTU 20V 672) 3 х 3000 л.с.; 3 гребных вала; скорость 37,5 уз­лов; дальность плавания 600 миль на 30 узлах; эки­паж 33 человека (в т.ч. 3 офицера). Вооружение: 6—533-мм трубных ТА, 2—40-мм автома­та «Bofors», 4—103-мм и 12-57-мм НУРС. 

624

Торпедный катер «Plejad» (Т-102).

  

Проект предусматривал возможность переоборудова­ния катера в тральщик (за счет демонтажа торпедных аппара­тов) либо в канонерку (2—57-мм, 4—20-мм автомата).

Газовую турбину заменил третий дизель. В результате скорость полного хода уменьшилась на 2,5 узла. За­то силовая установка была значительно экономичней.

Следует заметить, что ка­тера типа «Plejad» опоздали, как минимум, на 10 лет. В 1940 году им, что называется, «цены бы не было». Но через 15 лет они были уже слишком крупными, тихоходными и не­достаточно маневренными для торпедных ктеров. 

625 

626

Катера «Argo» (Т-111) и «Astrea» (Т-112) типа «Plejad».

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: