Буксируемые торпеды

  Буксируемую плавучую торпеду изобрел все тот же Роберт Фултон. Сначала он планировал оснас­тить ими свою подводную лодку «Nautilus», постро­енную во Франции в 1801 году. В 1805 году Фултон успешно испытал в английском порту Уолмер букси­руемую плавучую торпеду другого типа, взорвав ею стоявший на якоре бриг водоизмещением около 100 тонн. Еще позже, в 1812 году, он вооружил плавучи­ми торпедами подводную лодку «Turtle», спешно созданную им для защиты гавани Нью-Йорка от бри­танских кораблей.

   В 1871 году на вооружение британского флота была принята буксируемая плавучая торпеда кон­струкции Джона и Фредерика Харви, более извест­ная в России как «мина Гарвея». В русском флоте во время войны с турками в 1877—78 гг. использовали ее отечественный вариант, получивший название «крылатка». Существовали и другие образцы букси­руемых плавучих торпед, которые я не упоминаю.

  «Крылатку» с зарядом 48 кг пороха катер достав­лял к кораблю противника на длинном тросе. Своеобразное название она получила за две боковые плоскости («крылья»), которые отводили торпеду в сторону, не давая ей идти прямо за катером (позже аналогичный принцип использовался в параван-тра­ле). При длине буксира 35—40 метров торпеда укло­нялась на 30—40° от диаметральной плоскости кате­ра-носителя. На плаву «крылатку» удерживал спе­циальный буй, прикрепленный к буксирному тросу.

  Траектория движения торпеды зависела от ско­рости катера и силы натяжения буксировочного тро­са, поэтому вывод ее под днище неприятельского корабля требовал от моряков большого искусства. Зато экипаж катера подвергался меньшей опаснос­ти, чем с шестовой торпедой, так как не требовалось подходить вплотную к вражескому борту.

   Испытания «крылатки» показали, что она способ­на преодолевать заградительные боны, не повреж­дает катер при взрыве, и хотя маневрирование с ней достаточно сложно, оно все же проще, чем с торпе­дой Гарвея. К сожалению, длинный буксировочный трос цеплялся за неожиданные препятствия, а иног­да наматывался на гребной винт катера, лишая его хода.

   От контактного взрывателя ударного действия пришлось вскоре отказаться, так как он мог срабо­тать при случайном столкновении с любым плавучим препятствием. Его сменил электрический запал. Но все попытки боевого применения буксируемых торпед разных типов в войне 1877—78 гг. оказались неудачными.

Буксируемая торпеда

Буксируемая торпеда периода 1870-х гг.

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: