Американские проекты

 

Чуть позже интерес к по­добным судам возник и в США. В 1907 году там был опубликован проект моторно­го торпедного катера (12,3 т; 18,3 х 2,56 х 0,68 м; 2 мотора по 100 л.с.; 20 узлов; один торпедный аппарат, один пу­лемет). Как видно на схеме, это было килевое судно.

 

82 

В 1908 году американский инженер-судостроитель Чес­тер (А.Т. Chester) выступил с лекцией в «Обществе военно-морских конструкторов и инженеров» (Society of Naval Architects and Marine Engineers) о перспективах ис­пользования двигателей внут­реннего сгорания на флоте.

 

 

  83

В ней он отметил, что по­пытка оснастить броненосцы «Maine» (ВВ-10), «Missouri» (ВВ-11) и «Ohio» (ВВ-12), спу­щенные на воду в 1901 году, паровыми торпедными кате­рами специальной постройки провалилась из-за того, что те оказались слишком тяжелы­ми для подъема шлюпбалка­ми, да и скорость их не пре­вышала 12 узлов.

Обычные паровые барка­сы, по его мнению, тоже ос­тавляли желать много лучше­го, поскольку обладали низ­кой мореходностью и ограни­ченной дальностью плавания.

Честер также отверг систему забортного пуска торпед, ко­торую Торникрофт использо­вал в своем «Dragonfly», по­скольку при такой системе корпус катера нужно делать слишком открытым, а тогда он не годится для плавания в любом водоеме, похожем на настоящее море. Кроме того, при таком способе пуска можно легко повредить винт и рули торпеды.

Раскритиковав других, Че­стер предложил собственный проект катера, несущего тор­педу внутри корпуса. Она раз­мещалась в лотке и запуска­лась через люк в днище. Че­тыре мотора, соединенные попарно, вращали два греб­ных вала. При плавании крей­серским ходом два передних мотора отключались.

Моряки выразили сомнения относительно ис­пользования бензина, они опасались возможного взрыва, если потекут баки или бензопровод. Честер ответил им, что благодаря тщательному проектиро­ванию и, особенно за счет использования спирта вместо бензина, вероятность такого взрыва сведена к минимуму. Об опасности, которую может представ­лять артиллерийский огонь противника, в то время почему-то никто не думал. Как бы то ни было, флот США заказал несколько таких катеров для своих броненосцев.

Еще в 1906 году английский инженер-судострои­тель Линтон Хоуп (Linton Норе) написал в своей кни­ге, посвященной гоночным моторным катерам, что «они могут оказать сильное влияние на будущее раз­витие судов типа торпедных катеров». Но ни один флот не проявил особого интереса к таким судам.

Основных причин для консерватизма моряков было две. Во-первых, недоверие к еще несовершен­ным легким ДВС, пригодным для установки на кате­рах. Во-вторых, господство устаревшей идеи, что торпедные катера непременно следует транспорти­ровать на борту крупных кораблей и спускать на во­ду только перед началом боя или даже в ходе него.

Лишь после 1905 года непрактичность этой идеи стали осознавать на всех флотах, и от торпедных па­ровых баркасов на крупных боевых кораблях посте­пенно отказались.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: