Катера Соединенных Штатов.

 

Во время Первой мировой войны верфи США по­строили очень много (свыше 600!) моторных кате­ров для сторожевой службы и охоты за подводными лодками. В их число входили катера типа «Е1со» (45 т; 460 л.с.; 17 узлов; одна 76-мм пушка, два пуле­мета, глубинные бомбы) и катера типа «SC» (Submarine Chaser) (60 т; 720 л.с., 16 узлов; одна 76-мм пушка, два пулемета, глубинные бомбы). Та­кие катера в большом количестве поставлялись ев­ропейским флотам (британскому, французскому, итальянскому), однако они были тихоходными и к торпедным катерам не относятся.

Между тем, в 1915 году Министерство ВМФ со­гласилось с предложением главы Артиллерийского бюро контр-адмирала Джозефа Стросса (J. Strauss) о создании экспериментального торпедного катера. Он должен был иметь длину не менее 40 футов (12,2 м), обладать хорошими мореходными качест­вами, нести один 457-мм торпедный аппарат и одну 37-мм пушку.

В рамках объявленного задания фирма «Basin and Construction» в Гринпорте создала проект 50- футового катера, который с помощью двух 6-цилин­дровых бензиновых двигателей по 300 л.с. должен был развивать скорость 43 узла. Проект купили, но катер так и не построили. В 1917 году по другому проекту был построен катер длиной 40 футов, кото­рый развил 40 узлов, но его корпус был слишком легким и в свежую погоду катер не мог удерживать высокую скорость.

Еще один экспериментальный катер, построен­ный в 1916 году фирмой «Hickman», воплощал идею «морских саней». После непродолжительных испы­таний он использовался как стартовое устройство для летающей лодки фирмы «Саргопу»: с гидроса­молетом на борту катер разгонялся против ветра до тех пор, пока самолет не взлетал. Вскоре этот катер потерпел аварию и затонул.

 

*  *  *

 

В 1918 году фирма «Shearer» предложила проект полупогруженного торпедного катера водоизмеще­нием 4 тонны и длиной 8 метров, с экипажем один че­ловек. Согласно замыслу, множество таких катеров следовало использовать для массированных атак вражеских баз на европейском ТВД.

Во время приближения к цели над поверхностью воды должны были находиться лишь рулевое коле­со, воздухозаборник и выхлопная труба. Вооруже­ние сводилось к одному торпедному аппарату. Два бензиновых двигателя по 200 л.с. позволяли этому катеру развивать скорость 14 узлов с торпедой на борту и 20 узлов без нее.

Испытания построенного в 1918 году прототипа дали вполне удовлетворительные результаты, но из-за окончания войны катер так и не пошел в се­рию. Кроме того, верховная комиссия флота отвер­гла рекомендации ряда чинов министерства ВМФ о создании флотилии таких судов для атак герман­ских баз, со следующим комментарием:

«Мы скорее выиграем войну, если трудовые и материальные ресурсы, необходимые для по­стройки большого количества таких катеров, пус­тить на производство эсминцев, охотников за под­водными лодками, подводных лодок и самолетов».

Тем не менее, после окончание войны рассматри­вался новый проект катера фирмы «Shearer». Он был описан в журнале «The Army and Navy Journal» за август 1920 г. Катер (габариты 17,7 х 2,9 м) путем затопления во время атаки специальных отсеков мог наполовину уменьшить высоту надводного борта.

В статье сказано, что его нормальное водоизме­щение 8 тонн, с затопленными отсеками — 10 тонн. Два мотора по 300 л.с. позволили бы ему развивать скорость 30 узлов при нормальном водоизмещении и 20 узлов с затопленными отсеками, а дальность плавания составила бы 350 миль на 30 узлах, 600 миль на 15 узлах и 1000 миль на малых оборо­тах. Вооружение должно было состоять из трех 457-мм торпед, одной 37-мм автоматической пушки и пяти глубинных бомб.

Схема размещения торпед внутри корпуса была такова. В носовой части находилась торпеда, гото­вая к пуску, а в кормовой части — две запасные тор­педы. Передний отсек во время атаки затоплялся, торпеда покидала его своим ходом через специаль­ный люк, открываемый из рубки. Задний отсек с за­пасными торпедами оставался сухим. Два мощных насоса могли выкачать воду из затопленного отсека и вернуть катер к нормальному водоизмещению за 32 секунды.

Стальной корпус был разделен на отсеки боль­шим количеством переборок. Это делалось для того, чтобы уберечь катер от потопления или опрокидыва­ния при артиллерийском обстреле. Предусматрива­лось возможность его транспортировки на крупных кораблях.

Все же проект не был до конца продуман. Многие детали распределения внутреннего объема катера, дифферента и веса остаются неясными. Вдобавок, хотя при затоплении отсеков катер, вследствие уменьшения выступающей над водой части корпуса, в самом деле становится более трудной мишенью, однако при этом неизбежно снижается скорость — главное преимущество подобных судов.

Как бы то ни было, фирма «Shearer» больше ка­теров не проектировала и не строила.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: