Русские канонерские лодки. Введение.

 

Канонерская лодка "Манджур"

В исследованиях, посвященных истории военно­морского флота конца XIX- первой половины XX веков, главное место принадлежит крупным кораблям - линкорам, крейсерам, авианосцам. Особенной любовью у историков пользуются тяжелые артиллерийские корабли - броненосцы и линкоры. Это не удивительно - гиганты, заключающие в себе последние достижения науки и техники, вооруженные десятками орудий, закованные в броню и страшно дорогие, всегда олицетворяли собою мощь государства, которому они принадлежали. Но эти бронированные мастодонты большею частью пошли на слом, так и не сделав по противнику ни одного выстрела, а если некоторым все же приходилось погибнуть в бою, то смерть их была действительно громкой - со страшными взрывами и гибелью сотен человек команды. Именно так погибнут три английских линейных крейсера в Ютландском бою. Правда, вреда от этого противнику — никакого.

Линейному крейсеру “Худ” посвящено множество публикаций. А чем он прославился, помимо своей стоимости и размеров? Гигант в 262 метра длиной и водоизмещением более чем в 40000 тонн взлетел на воздух во втором своем бою (первым был расстрел французского флота в Мерс-эль-Кебире) со всем экипажем (из 1421 человека спаслось лишь трое). Утопивший его “Бисмарк” - гордость немецкого флота также погибнет через три дня (27 мая 1941 г.) в своем первом походе почти со всем экипажем. Расстрелянный английским линкорами, “он представлял собой охваченную пламенем и дымом груду исковерканного металла, каким-то чудом еще оставшуюся на плаву. Лишь несколько торпед, выпущенных с крейсера, окончательно добили его. В 10 ч 40 мин он опрокинулся и навеки исчез в бушующих волнах. Почти 2 тысячи героически сражавшихся немецких моряков, в том числе их адмирал, нашли себе могилу в холодной морской пучине. В живых осталось только 110 человек”.

Красиво сказано, вот только в своем последнем бою “Бисмарк”, в силу ряда обстоятельств, не нанес никаких повреждений английским линкорам, более часа упражнявшихся на нем в стрельбе.

Действия легких сил флота меньше привлекают внимание исследователей, а ведь это абсолютно несправедливо. Анализ морских конфликтов конца XIX -- начала XX веков убедительно доказывает, что основная тяжесть войны на море ложилась на плечи легких сил флота - миноносцев, канонерок, минных заградителей, позднее подводных лодок.

Не является исключением и история российского военно-морского флота и в частности его действия в период обороны Порт-Артура в русско-японской войне 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура, несомненно, является одной из самых ярких страниц в военной истории России. Осаде крепости посвящены десятки монографий отечественных и зарубежных исследователей. Опубликованы воспоминания очевидцев и непосредственных участников кровавых схваток на Квантунском полуострове и бастионах крепости. Все исследователи отмечают важную роль флота как русского, так и японского - в борьбе за Порт-Артур.

“Оборона крепости во многом была обязана флоту. Корабли оказали большую помощь живой силой, артиллерией, снятой с кораблей, и огнем своих тяжелых орудий” - эта истина несомненна и никогда не будет пересмотрена. Действия флота были исследованы в работах многих историков. При этом всем крупным кораблям Порт-Артурской эскадры посвящены прекрасные монографии. Но все дело в том, что весь период обороны крепости (она длилась 329 дней, в т.ч. тесная осада крепости - 157) самыми активно действующими кораблями русского флота были канонерские лодки и миноносцы.

Канонерки охраняли вход на внутренний рейд Порт-Артура, обстреливали неприятельские войска, охраняли тралящий караван, выходили в море для поддержки миноносцев. При этом, несмотря на тяжелую и напряженную боевую службу, их команды постоянно привлекались для выполнения разного рода задач на берегу (починка тралов, разгрузка снарядов и т.п.). По воспоминаниям очевидцев, экипажи канлодок несли службу на пределе человеческих возможностей. Броненосцы же и крейсеры редко выходили в море. Чудовища в 13000-11000 тонн водоизмещения, вооруженные десятками орудий и стоимостью в миллионы рублей по воле преступного командования были потоплены японской осадной артиллерией и затем подняты неприятелем, отремонтированы и введены в состав своего флота. Из семи русских броненосцев, базировавшихся на Порт-Артур, уцелел лишь один “Цесаревич”, два погибли - “Петропавловск” и “Севастополь”, а четыре были захвачены противником - “Пересвет”, “Победа”, “Полтава” и “Ретвизан” и еще долго плавали под японским флагом.

Из семи канонерских лодок русского Тихоокеанского флота уцелела лишь одна - “Манджур”, остальные погибли, но ни одна не плавала впоследствии под флагом врага. Однако именно канонерские лодки Порт-Артура были обделены вниманием историков - им посвящена монография историка Н.Н. Афонина и ряд статей в периодических изданиях. Книга прекрасно издана, содержит ценнейший иллюстративный и фактический материал, но, к сожалению, слишком кратко описывает их проектирование, постройку и службу. Кроме того, историю проектирования и постройки канонерских лодок типа “Бобр”, “Кореец” и “Гремящий” рассматривал P.M. Мельников в своей работе “История отечественного судостроения” (СПб., 1996), но опять же очень кратко.

Поэтому автор попытается более подробно описать историю маленьких героических кораблей, долго служивших Отечеству в водах Тихого океана и там нашедших себе могилу. При этом особое внимание мне хотелось бы уделить действию русских канонерок при подавлении волнений в Китае в 1900 году. Война в Китае советской исторической наукой была объявлена “несправедливой” и “захватнической”. Подвиги русских офицеров, солдат и матросов на долгое время были забыты, а сама война “фактически вычеркнута из народной памяти”.

 

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: