Установка на эсминцы крылатых ракет КСЩ

С появлением ракетного оружия образовалась сугубо наша классификация эсминцев, это эсминец УРО (с управляемым ракетным оружием) и эсминец ЗУРО (с зенитным управляемым оружием). На каком-то коротком этапе это как-то еще можно оправдать, пока еще были живы чисто артиллерийские корабли, но ведь обратной дороги не было и все последующие эсминцы должны были быть только с ракетным оружием, причем с тем и другим.

По мере насыщения эсминцев ракетным оружием их габариты постоянно увеличивались, что вылилось у нас в появление еще одного подкласса эскадренных миноносцев — больших противолодочных кораблей, что, в общем, то не совсем верно, так как все они продолжали нести довольно мощное зенитное ракетное оружие. Самые крупные из этих кораблей стали называться ракетными крейсерами.

Наши западные «заклятые друзья» выбрали более простую классификацию и более понятную. Все корабли до 2000 т водоизмещением — корветы. В последнее время водоизмещение варьируется в сторону незначительного увеличения, корабли среднего водоизмещения остались эсминцами, все, что больше по водоизмещению (за 6000 тонн) — фрегаты. Есть и отклонения, но незначительные.

Появление первого ракетного эскадренного миноносца обусловлено разрабатываемой специально для вооружения кораблей небольшого водоизмещения крылатой ракеты (в то время: самолет-снаряд) КСЩ (корабельный снаряд щука). За основу была взята разработка авиационных ракет «Щука». Работы велись в филиале ОКБ Микояна — ГСНИИ-642 под руководством главного конструктора М.В.Орлова.

Ракета оснащалась радиокомандной системой наведения. Кроме того, в ней имелась радиолокационная головка самонаведения. И хотя дальность КСЩ по проекту должна была быть до 100 км, фактически она определялась радиолокационной станцией корабля и не превышала 30-40 км (догоризонтная видимость). Старт ракеты осуществлялся с помощью порохового ускорителя, в качестве маршевого двигателя использовался авиационный АМ-5А, которые выработали ресурс на
Як-25.

Для ракеты КСЩ была разработана ЦКБ-34 специальная пусковая установка СМ-59. Она была ангарного типа с направляющими ферменной конструкции. Установка стабилизированная, с броне­вой защитой. Запасные ракеты хранились в ангарах- погребах. Время перезарядки 8-10 минут.

Пусковая установка для ракет КСЩ

Решением Минсудпрома и руководством ВМФ от 25 июля 1955 г. ЦКБ-53 было поручено разработать проект корабля, вооруженного ракетами КСЩ с двумя пусковыми установками в корпусе эсминца пр. 56. Ко­личество самолетов-снарядов определилось в 19 единиц.

Результаты проработок показали невозможность размещения двух пусковых установок при заданном водоизмещении без резкого ухудшения мореходных ка­честв и снижения скорости, что было явно неприемлемо.

Поэтому и было принято решение срочно начать доработку эсминца пр. 57 под ракетный с двумя пуско­выми установками, больший по водоизмещению и бо­лее соответствующий заданию, ну а пока строить в корпусах пр. 56 ракетные эсминцы с одной пусковой установкой и боекомплектом из семи самолетов-сна­рядов КСЩ.

Первым кораблем, получившим ракеты КСЩ, стал эсминец пр. 56 «Бедовый», заложенный в декабре 1953 г., и с лета 1955 г. достраивающийся по пр. 56Э на ССЗ №455 в городе Николаеве. (Главным конструк­тором был О.Ф.Якоб).

В его кормовой части вместо 130-мм и 45-мм артиллерийских установок, торпедного аппарата и бом­бометов разместили поворотную установку СМ-59 с погребом на семь ракет, хранящимся в сухом виде. Заправка ракет топливом и другие предстартовые рабо­ты проводились в посту предстартовой подготовки, после чего ракета досылалась на пусковую установку.

Эсминец проекта 56Э

Помимо размещения на корабле системы управле­ния стрельбой, имелись новые радиолокационные сред­ства обнаружения и целеуказания.

Первый пуск КСЩ с корабля состоялся 2 февраля 1957 г. в районе Феодосии у мыса Чауда. Пуск был неудачным. Ракета упала в море в полутора милях от корабля. Через две недели пуск прошел удачно — ра­кета попала в корпус неподвижно стоящего недостро­енного лидера пр. 48 «Ереван» (что значит — не судь­ба!). Следующие три пуска опять были неудачными, но затем ракета попала в движущийся катер-мишень и разбила его пополам. И хотя ракеты КСЩ имели невысокую надежность, все же были приняты на воору­жение. ГСНИИ-642 было поручено в кратчайшие сроки провести работы по доработке ракеты КСЩ для обес­печения их надежности. Но вскоре все работы были переданы в ЦКБ-18 Челомею, который вел работы по глубокой модернизации КСЩ.

Работы по ракете КМ-7 были прекращены в 1958 г. в связи с их бесперспективностью, так как начинались работы по боле совершенной ракете П-5, что, в принци­пе, было верным решением.

После проведения испытаний ракеты КСЩ эсминец пр. 56Э был дооборудован по пр. 56ЭМ, в отличие от своих последующих собратьев на нем была сохранена 45-мм зенитная артиллерия.

Носовая артиллерийская 130-мм установка на «Бе­довый» вообще не устанавливалась, на ее место после государственных испытаний КСЩ при доработке по пр. 56ЭМ была установлена вторая 45-мм установка, два РБУ-2500 и в середине корпуса побортно два 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед.

«Бедовый» вступил в строй 30 июня 1958 г

Эсминец проекта 56ЭМ

В дальнейшем корабельное оружие подробно осве­щаться не будет, так как уже имеется довольно много литературы на эту тему и повторяться не стоит. Прос­то было бы необходимо дать начальную информацию по этому вопросов

Отдать дань, так сказать, начинающемуся прогрес­су, нарождающемуся с таким трудом.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: