Сторожевой корабль проекта 11540

Теперь немного о том, что получается, когда люди начинают заниматься не своим делом. Конечно, прият­но, как говорится, «положить на свой кусок хлеба твой кусок масла», но ведь существует давняя догово­ренность между разработчиками о дележе «пирога» военно-промышленного комплекса. ЦМКБ «Алмаз» разрабатывает малотоннажные корабли, Зелено­дольское КБ — чуть крупнее, Западное ПКБ — это в основном тральщики, Северное ПКБ занимается ко­раблями среднего тоннажа (правда проект 1144 — ис­ключение, но он вырос до непомерных размеров из 9000-тонного корабля), Невское ПКБ — это епархия океанских монстров всех мастей.

Были совершены две попытки вторгнуться в первую линию, прослеженную ранее, линию, начатую про­ектом 1135, т.е. законный хлеб Северного ПКБ.

Но первое вторжение можно хоть как-то оправ­дать. В серии успешно шел малый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос» и в 1972 г. Зелено­дольскому ПКБ в его развитие было выдано ТТЗ на пр. 1154 «Поморник», что логично. И водоизмещение должно было остаться таким же — 800 т, и скорость 34 уз. После каждого этапа проектирования постоян­но увеличивался круг задач, возлагаемых на корабль. Видоизменялось вооружение, постоянно увеличива­ясь. Постоянно росло, соответственно, и водоизме­щение: 1975 г. — 1500 т, 1976 г. — 1800 т, 1979 г. — 2000 т, затем — 2500 т. При этом постоянно снижа­лась скорость. Корабль переставал быть противолодоч­ным. Со скоростью 27—28 узл. он уже не смог пресле­довать современные подводные лодки. И вот тут бы работы следовало бы передать в Северное ПКБ.

Правда, существует и другая версия, что было вы­дано сразу два ТТЗ на корабль водоизмещением 800 т и корабль водоизмещением 1800 т. Что является еще большей глупостью. В любом случае заказчик не знал, что хотел.

В любом случае, в 1981 г. было выдано новое ТТЗ на пр.11540 «Ястреб».

Корабли строились на заводе «Янтарь» в Калинин­граде. Головной корабль «Неустрашимый» передан флоту для испытаний в 1990 г. Введен в состав флота только в 1993 г.. Дело в том, что коллектив Зеленодоль­ского ПКБ не имел опыта проектирования таких боль­ших кораблей, а перенесение в увеличенном масштабе пр. 1124 (что явно угадывается во внешнем виде) на более крупный корабль себя явно не оправдало. Было очень много проблем, которые пришлось решать на месте, в отрыве от основного коллектива. В любом случае флоту этот корабль не понравился и постепен­но начавшаяся серия была свернута. А планы были наполеоновские. С третьего корабля он должен был быть с усиленным радиолокационным вооружением, а с седьмого корабля — строиться в исполнении для пограничной службы. Дополнительно намечалось строительство и на Дальнем Востоке.

Тем не менее, второй, «Неприступный», так и сто­ит у достроечной стенки уже десять лет, а третий, «Туман», разобрали на стапеле.

Тактико-технические данные проекта 11540 следую­щие. Водоизмещение: стандартное — 3600 т, полное — 4250 т. Размеры: длина — 129,6 м, ширина — 15,6 м, осадка — 4,6 м. Энергетическая газотурбинная уста­новка — 2x28 500 л.с. Скорость 32 уз. Дальность плава­ния 18-узловым ходом — 3000 миль. Экипаж 200 человек.

Вооружение: 4x4 ПКР «Уран»; 2 ракетно-артил­лерийских комплекса «Кортик»; 4 пусковых установки ЗРК «Кинжал»; одна 100-мм артиллерийская установка АК-100; 6 пусковых установок для противолодочного комплекса «Водопад»; РБУ-6000; вертолет Ка-27.

Сторожевой корабль проекта 11540

Хочется сказать, что до последнего времени так и не был установлен противокорабельный комплекс «Уран» и корабль проекта 11540 используется как сто­рожевой корабль. Продолжается его реклама на всех выставках, но уже в несколько обновленном виде, как СКР «Корсар». Вот такое дело.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: