Бронемашины

Боевые механические колесницы создавались около двадцати лет. История бронеавтомобиля началась в 1885 г., когда французский инже­нер Бо-де-Рота усовершенствовал появившейся еще в 1860 г., двигатель внутреннего сгорания. И уже на следующий год германская фирма Бенц выпустила первый в мире автомобиль.

В 1902 г английский инженер Фредерик Роберт Симс поставил бро­неавтомобиль на шасси грузовика. Два пулемета устанавливались в от­крытом сверху корпусе, а для безопасного наблюдения за полем боя имел­ся перископ. По хорошим дорогам машина двигалась со скоростью до 25 км/ч и сразу же после окончания испытаний приняла участие в англо­бурской войне 1901 — 1902 гг.

На эту новую технику многие военоначальники вначале смотрели скептически, как на некую колониальную экзотику, которая не найдет своего применения в Европе. Поэтому значительным этапом в развитии боевых машин следует считать австрийский бронеавтомобиль «Австро-Даймлер», построенный в 1904 г. по проекту Пауля Даймлера. Созданный им броневик кардинально отличался от открытых сверху машин колони­ального типа, стрельба из которых велась поверх вертикального борта. Впервые в мире шасси «Австро-Даймлера» имело привод на все четыре колеса, а на крыше полностью бронированного корпуса стояла вращаю­щиеся пулеметная башня полусферической формы. Для обеспечения хо­рошего обзора водителя и его помощника при передвижении вне боя их сиденья могли подниматься. При этом появлялась возможность вести на­блюдение через открытый люк в крыше кабины. Во время боя для этой цели использовались смотровые щели. Компоновка корпуса боевой ма­шины и схема бронирования многократно повторялась конструкторами других стран вплоть до 2-й пол. XX в.

Первые бронеавтомобили для русской армии изготовила в 1905 г. фран­цузская фирма «Шарон, Жирардо и Вуа» по проекту подъесаула Сибирс­кого казачьего войска князя М.А. Никашидзе. Эти машины строились для войны с Японией.

С начала мировой войны дальнейшую разработку бронетехники во­енное руководство России поручило Морскому министерству, которое имело несравненно больший опыт создания бронированных машин, чем сухопутные силы. Корабелы приступили к строительству пушечных бро­неавтомобилей и даже спроектировали плавучую самоходную артилле­рийскую установку, вооруженную 203-мм гаубицей.

Благодаря усилиям Морского министерства на Русско-Балтийском (г. Рига), Ижорском, Путиловском и Обуховском заводах (г. Петроград) развернули серийное производство бронеавтомобилей для армии.

При создании боевых машин использовались шасси легковых и грузо­вых автомобилей, на раму которых устанавливали броневой корпус с воо­ружением. В то время отечественные автомобили выпускал только Русско-Балтийский завод, построивший с 1908 по 1914 гг. около 450 машин. Поэто­му широко применялись автомобили иностранного производства.

Осенью 1914 г. Путиловский завод приступил к проектированию, а затем начал производство пушечно-пулеметных бронеавтомобилей «Гарфорд», которые по своим тактико-техническим данным и способу исполь­зования можно считать своеобразными самоходными артиллерийскими установками того времени. Первый армейский бронеавтомобиль «Гарфорд» вошел в строй в апреле 1915 г.

Грузовой автомобиль «Гарфорд», примененный д\я этой цели, пред­ставлял собой 4-тонную машину, с мотором мощностью 30 сил, обладаю­щую 4-мя скоростями вперед и одной назад. Наибольшая передняя ско­рость с полной нагрузкой равнялась 18,14 км/ч, наименьшая — около 4,8 км/ч, а задняя — 3,2 км/ч. Дальность хода по шоссе — 100— 120 км. Масса автомобиля с шасси, мотором и колесами при снятой шоферской будке и без деревянной платформы составляла 3.936 кг.

1832

Для того, чтобы дать возможность сооруженному автомобилю дви­гаться на позиции с полной скоростью как вперед, так и назад, не пово­рачиваясь, на вале мотора стояла специальная переводная муфта, управ­ляемая особым рычагом из будки водителя. При помощи этой муфты все 4 передние скорости автомобиля могли переключаться на задний ход (при этом задняя скорость обращалась в переднюю). Таким образом, бро­неавтомобиль стал обладать пятью скоростями вперед и теми же пятью скоростями назад, из которых наибольшая равнялась 18,14 км/ч, а наименьшая — около 3,2 км/ч. Для возможности управления автомобилем при заднем ходе в шоферской будке имелся особый зеркальный отража­тель, позволявший водителю видеть дорогу сзади машины.

Двигатель имел пневматический пуск из кабины водителя, чем устра­нялась необходимость подвергать прислугу опасности при запуске мото­ра от руки под неприятельским огнем.

Освещение — электрическое, от аккумуляторной батареи напряже­нием 12 V, питаемой от динамо-машины, располагавшейся между рама­ми, под карданным валом.

Наружное освещение составляли: прожектор в 50 свечей, два борто­вых фонаря мощностью по 25 свечей, передний и задний фонари по 16 свечей. Внутри автомобиля имелись три 5-свечные лампочки (из них две в шоферской будке и одна — в пушечной башне). Кроме того, в кабине во­дителей и в пулеметном отделении предусматривались штепсельные разъемы д\я переносной лампочки в 16 свечей.

Помимо электрического освещения имелось еще запасное — кероси­новое, состоящее из двух передних фонарей и одного заднего. Запас керо­сина в 8,19 кг хранился в шоферской будке.

Бронирование состояло из 6,5 мм стальных листов, крепившихся на железном каркасе, приклепанном к раме и образующем три отдельных сообщающихся между собой помещения. В передней части над мотором располагалась броневая кабина водителей, в которой сосредотачивались все приборы и механизмы управления автомобилем.

Бензобак располагался под сидениями шофера и его помощника.

Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором кроме 2 пулеметов находился зарядный ящик на 32 патрона для 76-мм пушки, а также шкафчики для хранения 45.000 пулеметных патронов. Среднее по­мещение отделялось от шоферской будки парусиновыми шторами или подвесными листовыми щитами.  

  Вся задняя часть автомобиля предназначалась для 76-мм пушки, вра­щавшейся на тумбе и защищенной броневой башней. В башне стоял тре­тий пулеметный станок и патронташ для 12 пушечных патронов.

Для обзора местности в вертикальной броне имелся ряд круглых амб­разур, закрывавшихся щитовыми заслонками. Также закрывались щит­ками пулеметные амбразуры и амбразура для пушечного прицела.

Масса всей брони составляла 1 638 кг, а железная платформа со всеми дополнительными устройствами (реверсом, стартером, освещением, за­рядным ящиком, внутренней обшивкой брони войлоком и холстом) веси­ла около 819 кг. Масса трех пулеметных установок с пулеметами составля­ла 197 кг, артиллерийской установки с патронами — 540 кг. Таким обра­зом, суммарная масса броневого автомобиля равнялась 7 109 кг.

Переменную нагрузку автомобиля составляли 982,8 кг, из них: 44 пу­шечных патрона — 360,4 kf; 20 пулеметных лент — 188,4 кг; запас бензина — 98,3 кг; запас керосина, тавота и масла — 24,5 кг; комплект пушечной и авто­мобильной принадлежности — 163,8 кг; домкраты, цепи и прочее — 147,4 кг.

Кроме того, суммарная масса прислуги составляла 491,4 кг. Таким обра­зом, полная масса бронеавтомобиля в походном порядке равнялась 8 600 кг.

1833

Офицеры-фронтовики с большой похвалой отзывались о работе 76-мм пушки, но считали «Гарфордты» слишком тяжелыми и малоподвиж­ными, способными действовать только по шоссейным дорогам. С января 1916 г. завод начал выпускать бронеавтомобили со вторым постом управ­ления в задней части. При этом численность экипажа возросла до 9 чело­век: командир, 2 водителя, 2 артиллериста, начальник пулеметного расче­та и 3 пулеметчика. При этом толщина брони возросла до 6-9 мм, а масса машины до 11 т.

Инициатива создания бронеавтомобилей для флота исходила от Ко­миссии по вооружению сухопутного фронта Морской крепости Импера­тора Петра Великого, которая 14 декабря 1914 г. предложила использовать для обороны сухопутного фронта крепости бронеавтомобили, вооружен­ные 76-мм противоштурмовыми пушками и пулеметами. Дело в том, что по первоначальному проекту для отражения штурма планировались ста­ционарно установить 18 скрывающихся 2-орудийных 76-мм башен. Однако после изучения проектной документации стало понятно, что они окажутся чрезмерно дорогими в производстве, а их изготовление займет слишком много времени.

Бронеавтомобили же, укрытые до времени в казематах, могли вне­запно выдвигаться вперед на заранее оборудованные позиции и, пользу­ясь своей неуязвимостью от пуль и шрапнели, успешно отбивать штурм. Для обеспечения действий бронеавтомобилей планировалось создать сеть шоссейных дорог с необходимым количеством гаражей-убежищ в райо­не фортового пояса.

Комиссия предложила сделать 12 пушечных бронеавтомобилей (по числу фортов). Боезапас боевой машины определялся следующим обра­зом: на каждый пулемет 10 лент с 450 патронами и 100 выстрелов на ору­дие. Личный состав: командир — 1, шофера — 2, прислуги — 3-6. Итого — 6-9 человек. В качестве прототипа предлагался бронеавтомобиль Русско- Балтийского завода, а поставка пушек — с Путиловского завода.

Комендант Морской крепости Императора Петра Великого 27 июня 1915 г. обратился к командующему Балтийского Флота с просьбой уже о 18 бронеавтомобилях, вооруженных 76-мм противоштурмовыми пушка­ми и пулеметами. Морской генеральный штаб (МГШ) и Крепостной совет эту идею одобрил.  

  После этого морской агент в Вашингтоне получил приказ заказать де­сять 5-тонных и восемь 6-тонных грузовиков «Гартфордт» (без кузовов и электрического стартера). Затем, 1 сентября 1915 г., Морской крепостной совет постановил заказать бронирование 18 автомобилей Путиловскому заводу за общую сумму 440 тыс. рублей. При этом первые 6 бронеавтомо­билей предполагалось сдать через 3 месяца после доставки их на завод, и в каждый последующий месяц — еще по 6 машин.

Грузовики системы «Гартфордт» пользовались большой известнос­тью в России, так как широко использовались в различных частях армии и других государственных учреждениях. Из-за надежности и солидности конструкции их впоследствии стали применять и для боевых целей.

Ïóøå÷íûé áðîíåàâòîìîáèëü "Ïóòèëîâ-Ãàðäôîðäò"

Из США автомобили перевозились на пароходе «Элен», который от­правился в плавание 12 октября 1915 г. и пришел в Архангельск 14 декабря того же года. Затем, по железной дороге — в Петроград и 13 февраля 1916 г. 18 грузовиков «Гартфордт» прибыли на Путиловский завод для брониро­вания и установки пушек. После длительной перевозки по бескрайним просторам России машины требовали ремонта, но 12 октября того же года завод сдал броневики артиллерийскому приемщику крепости Императо­ра Петра Великого.

Таким образом, специалистам Морского министерства удалось бо­лее точно определить тенденцию в развитии артиллерийских бронеав­томобилей «Гарфордт», на которые сразу же установили более толстую броню и оборудовали вторым постом управления. На проходимости это особо не сказалось, и она оказалась малоудовлетворительной. Но, если принять во внимание, что «Гарфордт» флота изначально предполагалось использовать в Морской крепости Императора Петра Великого, то есть на хороших шоссейных дорогах, то машина вполне отвечала своему на­значению.

Бронеавтомобили Морского министерства строились по проекту Путиловского завода (уже осуществленном для Военного ведомства, но с не­которыми изменениями). Машины имели заднее рулевое управление, за установку которого завод 10 мая 1916 г. дополнительно запросил 2 711 руб. Скорость хода равнялась 18,14— 19,21 км/ч, запас патронов составлял:10 000 к двум пулеметам и 60 — к 76-мм пушке, команда — 6 человек.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: