В начале 1918 года шесть дозорных катеров ГВТУ использовались немцами на Днепре в качестве сторожевых. В ноябре 1918 г., отступая, немцы бросили корабли в Киеве, после чего они достались петлюровцам. Когда 5 февраля 1919 г. в Киев вступила Красная армия, эти катера были включены в состав советских речных сил как трофейные немецкие. И поэтому свыше пятидесяти лет бытовала легенда о германском происхождении дозорных бронекатеров ГВТУ.
После того как Советская власть утвердилась на Украине, то одной из первых ее задач стало обеспечение перевозок по Днепру и защита водных транспортных путей от многочисленных банд, осевших по берегам рек. Только с помощью боевых кораблей можно было ввести в действие Верхнеднепровский торговый флот, состоявший из 159 пароходов и около 700 несамоходных судов. В феврале 1919 г. была создана Днепровская флотилия. Об её истории и боевом пути мы достаточно подробно уже рассказали в разделе «Мониторы на Днепре». Здесь мне просто хочется немного дополнить повествование сведениями о бронекатерах, действующих в её составе. В Киеве находилось четыре дозорных бронекатера, которые должны были составить первую бригаду. Пятый катер обнаружили в Черкас- сах, еще четыре нашли в Мозыре. 16 марта 1919 г. начался ремонт пяти катеров, получивших номера с 1 по 5. Им присвоили названия «Ленин», «Шевченко», «Украинец», «Коммунист» и «Карл Маркс».
Мне удалось более-менее проследить судьбы некоторых бронекатеров ГВТУ, попавших в состав белогвардейских флотилий. Неясна судьба лишь двух дозорных бронекатеров, эвакуированных в Одессу, одного катера-разведчика финской постройки и четырех посыльных судов типа «Штык», служивших в составе русской Дунайской флотилии
Известно, что четыре катера-разведчика достраивались заводом Ревенского на средства Всевеликого Войска Донского. При этом на них предполагалось установить по 1 76,2-мм горной пушке образца 1909 г. Однако все они попали в речную флотилию Кубанского войска и получили наименования: «Черноморец», «Линеец», «Пластун» и «Черкес».
8 февраля 1920 г. Одессу заняли части Красной армии и обнаружили на заводе Ревенского 11 катеров-разведчиков. 3 июля 1920 г. пять из них (№ 10, № 11, № 12, № 13, № 14) были зачислены в состав Морских сил Черного моря в качестве сторожевых катеров. Шесть других (№ 3, № 4, № 5, № 6, № 15, № 17) в 1920— 1925 гг. служили в Усть-Днепровской флотилии и Днепровском отряде кораблей Морских сил Черного моря. Постепенно с 1922 по 1925 г., их сдали на металл.
В начале апреля 1920 г. дозорный бронекатер № 4 пошел с отрядом канонерских лодок на реку Березину для помощи XVI отряда Красной армии. Вскоре туда направились и другие дозорные катера. Летом 1920 г. затонул дозорный бронекатер № 1.