Во время Гражданской войны на севере России шли ожесточенные бои, что вызвало появление речных и озерных флотилий, так как, в условиях бездорожья корабли обладали большей подвижностью и маневренностью, чем полевые артиллерийские части.
В мае 1918 г. красные приступили к организации Ильменской, Селигерской и Онежской флотилий. Четыре канонерские лодки № 1 («Интернационал»), 2 («Коммунист»), 5 («Пролетарий») и 9 («Спартак») отправили по железной дороге в Череповец. Там они вошли в состав Селигерской флотилии. Каждый корабль вооружался 2 76,2-мм горными пушками образца 1909 г. и 2 пулеметами в башнях. Вскоре, 13 августа 1918 г., канонерские лодки перечислили в Волхово-Ильменскую флотилию, которую 10 февраля 1919 г. расформировали, и 2 апреля 1919 г. корабли вошли в состав Онежской флотилии (как сторожевые суда под номерами 1, 2, 3 и 4).
В феврале 1920 г. фронт под Петрозаводском был ликвидирован, и весной началась ликвидация Онежской флотилии. В апреле 1920 г. сторожевые суда перечислили в Ладожский отряд судов Балтийского флота. Их перевели в класс речных канонерских лодок и дали № 1, № 2 и № 9.
В июле 1918 г. канонерские лодки № 3, № 4, № б, № 7, № 8 по железной дороге отправили из Петрограда в Волжскую военную флотилию, 16 сентября корабли прибыли в Нижний Новгород. Здесь они вошли в 5-й дивизион истребителей Волжской, а затем — Волжско-Каспийской флотилии. После этого № 3 стала истребителем № 310, № 4 — № 307, № 6 — № 311, № 7 — № 308 и № 8 — № 309. К весне 1919 г. на канлодках № 310 и № 307 вместо прежнего вооружения установили по 2 47-мм пушки Гочкиса.
В начале мая 1919 г. истребители № 310 и № 311 вошли в состав советской Донской флотилии, а 17 мая корабли отправили из Саратова по железной дороге на Дон и 20 мая они прибыли на пристань Лиски. В связи с наступлением белых 29 июня 1919 г. красным пришлось ликвидировать
Донскую флотилию и отправить по железной дороге назад в Саратов катера № 310 и 311.
Осенью 1919 г. развернулись тяжелые бои с Кавказской армией барона Врангеля, захватившего Царицын. 14 августа 1919 г. к Царицыну прибыл 5-й дивизион истребителей, в состав которого входили канлодки № 307, № 308, № 309, а 12 сентября к ним присоединились № 310 и № 311.
В июле 1920 г. Волжско-Каспийскую флотилию расформировали. К этому времени две канлодки находились в Самаре, три — в Астрахани. Эти лодки 17 августа 1920 г. отправили в Туркестан. Подробнее об этом читайте в разделе «Продвижение России в Туркестан».