Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Бронекатера Отдельного отряда судов реки Днепр

Бронекатера Отдельного отряда судов реки Днепр

Зимой 1920—1921 гг. был произведен капитальный ремонт катеров- разведчиков фирмы Ревенского (№ 10, № 11, № 12, № 13 и № 14), (для № 11 он затянулся до 1923 г.), после чего их приписали Николаевскому порту. В январе 1921 года дозорные бронекатера Днепровской флотилии № 2, № 3 и № 4 перевели в класс сторожевых катеров, присвоив им названия СКА № 2, СКА № 3 и СКА № 4. С 25 мая 1921 г. по 27 июня 1922 г. катера входили в состав Усть-Днепровской флотилии, после расформирования которой, на­ходились в Николаевском порту. 3 апреля 1925 г. дозорные катера СКА № 2, СКА № 3 и СКА № 4 перечислили в Отдельный отряд судов Западной Двины. Их вернули в класс бронекатеров и назвали БКА № 2, БКА № 3 и БКА № 4. С осени 1925 г. до января 1928 г. бронекатера входили в Отдельный дивизион бронекатеров Западной Двины и базировались в Витебске.

1865

Навигационные возможности плавания по Западной Двине ограничи­вали осадку кораблей до 0,35 — 0,4 м. При этом, из-за летнего обмеления пла­вание в июле-сентябре и вовсе прекращалось, поэтому советские речные силы Западной Двины, состоявшие из Отдельного дивизиона бронекатеров (№ 2, № 3 и № 4; осадка 0,76 м, скорость хода 18,5 км/ч, вооружение: 1 37-мм пушка и 1 пулемет), не могли использоваться в период летнего обмеления.

Для укрепления западных границ СССР Реввоенсовет Республики при­казал 1 октября 1925 г. начать формирование Отряда судов Днепровской военной флотилии.

Еще в июне 1926 г. все четыре катера Ревенского передали в состав От­ряда судов реки Днепр, там они получили номера Н-1, Н-2, Н-3 и Н-4. Зимой 1929— 1931 гг. все четыре катера прошли капитальный ремонт в Киеве

Бронекатер-разведчик СК-11 в 1928 г. перевели в класс бронекатеров, и он получил название Н-5. В том же году после ремонта в киевских мас­терских Водопути катер вошел в состав Отдельного отряда судов реки Днепр. Известно, что речники отремонтировали его за свои средства, в качестве подарка к десятилетию РККА.

1866

После разоружения в 1931 г. бывший катер-разведчик Н-5 использовался в качестве служебного катера дивизиона номерных канлодок. С 26 по 28 но­ября 1931 г. на катере успешно прошла испытание 76-мм безоткатная пушка Курчевского (КПК). Зимой 1933— 1934 гг. Н-5 прошел ремонт, его вернули в класс бронекатеров. Другие бронекатера Ревенского (Н-1, Н-2, Н-3 и Н-4) 11 марта 1934 г. отправили по железной дороге из Киева в Сретенск.

Оставшийся на Днепре бронекатер Н-5 в августе 1934 г. получил наи­менование БК-5, а 3 февраля 1939 г.— № 136. В июне 1940 г, этот катер вошел в состав Пинской флотилии и погиб в сентябре 1941 г.

1867

В начале 1928 г. дозорные бронекатера № 2, № 3 и № 4 перевезли по железной дороге из Витебска на Днепр, где они получили новые названия Д-2, Д-3 и Д-4. Катер № 1, затонувший в Гомеле, подняли и зимой 1927- 1928 гг. и отремонтировали в Киевских мастерских Водопути, после этого он вошел в состав Отдельного отряда судов реки Днепр под названием Д-1. Бронекатера два раза переименовывались: с 21 марта 1934 г — БК-1, БК-2, БК-3 и БК-4, а 3 апреля 1939 г - № 132, № 133, № 134 и № 135.

В 1929 г. канлодки ГВТУ № 1 и № 2 (водоизмещение около 32 т; осадка 0,71 м; скорость хода 25 км/час; 2 76,2-мм пушки и 3 пулемета; бронирова­ние: пояса 5 мм, рубки 6 мм) прошли капитальный ремонт на Кронштадском морском заводе. Затем их отправили по железной дороге в Киев в состав Отдельного отряда судов реки Днепр. Здесь они числились канонерскими лодками и получили новые номера (К-1 и К-2), а 15 августа 1929 г. канонерские лодки № 309 и № 311 переименовали в К-3 и К-4. Зимой 1930- 1931 гг. эти два корабля прошли капитальный ремонт в Киеве и 27 июня 1931 г. снова вошли в строй. В связи с военной угрозой на Дальнем Востоке 18 марта 1934 г. канлодки К-1, К-2, К-3 и К-4 отправили по железной дороге из Киева в Сретенск, на реку Амур.

В начале ноября 1938 г. на дозорных бронекатерах испытывался 40,8- мм автоматический гранатомет системы Таубина. Оружие работало бе­зотказно, при удовлетворительной меткости. Гранатомет мог исполь­зоваться для вооружения ручных кораблей и катеров.

В июне 1940 г. Днепровскую флотилию расформировали и дозорные бронекатера № 132, № 133, № 134 и № 135 вошли в состав Пинской флоти­лии. Дальнейшая судьба этих кораблей не известна. К началу войны в со­став Пинской флотилии входило 15 бронекатеров, среди которых 11 — из бывшей польской флотилии.

В ходе Великой Отечественной войны корабли участвовали в боевых действиях на Днепре. 12 августа 1941 г. канонерскую лодку «Передовой» у деревни Тарасовка экипажу пришлось взорвать из-за невозможности про­рыва к своим. 25 августа того же года у Сухолучья от попадания двух авиа­бомб погибла канонерская лодка «Верный». В ходе боевых действий по­гибли так же все бронекатера, причем большинство из них взорвали сами экипажи.

В процессе службы конструкция и некоторые характеристики кате­ров ГВТУ претерпели изменения. В 20-х годах XX в. на дозорных бронека­терах установили бензиновые моторы «Скрипе», мощностью 100 л.с., при 1200 об./мин. Скорость по течению (на Днепре) — 14 — 16 км/ч, против течения — 9—11 км/ч. Дальность плавания по течению — 560 км, против течения — 350 км. Фактическая осадка на 1933 г. составляла 0,85 м. Перед началом Великой Отечественной войны 37-мм пушки заменили 12,7-мм пулеметами ДШК. В перегруз катер мог принять на корму две мины «Д». Экипаж состоял из 7 человек. Из них младшего начальственного состава — 2, а рядовых — 5.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД