Нельзя писать о бронекатерах и не рассказать о талантливом конструкторе Юлии Юльевиче Бенуа, тем более, что мой дальнейший рассказ, в основном, будет о проектах катеров, созданных под его руководством.
Юлий Юльевич родился в 1908 г. в Санкт-Петербургской семье подпоручика саперного батальона Ю. Ю. Бенуа (1882— 1941), сына академика архитектуры Ю. Ю. Бенуа (1850— 1928), представляющего одну из ветвей известной династии Бенуа. Раннее детство Юлий провел в доме своего деда. После окончания в 1925 г. школы при костеле Святой Анны юноша получил путевку в Политехнический институт на кораблестроительный факультет, позднее преобразованный в Ленинградский кораблестроительный институт. После окончания учебы в 1930 г., он был зачислен инжене- ром-исследователем в НИИ судостроения. В том же году Юлия Юльевича призвали на военную службу и он стал работать в Конструкторском бюро кронштадского Морского завода. В начале 1935 г. его родителей, как врагов народа выслали в Казахстан, молодого инженера ожидала та же участь. Однако руководство завода через наркома обороны К. Е. Ворошилова предотвратило высылку, но оставить его в конструкторском бюро не удалось.
В апреле 1935 г. Ю. Ю. Бенуа начал трудиться в «Речсудопроекте» на должности руководителя группы общего проектирования, а в 1939 г стал начальником корпусного отдела. В 1941 г. Наркоматом судостроительной промышленности он назначается главным конструктором бронекатеров проектов 1124 и 1125. В 1954 г. после смерти В. И. Левкова — конструктора первых советских катеров на воздушной подушке — Ю. Ю. Бенуа продолжил работы в этой области в ЦКБ-19, а затем в ЦМКБ «Алмаз».
Под руководством Юлия Юльевича удалось разработать и создать ряд оригинальных проектов бронекатеров, пассажирских теплоходов для канала Волга-Москва на 150 и 300 пассажиров, пассажирских пароходов для Черного Иртыша, дивизионных катеров, бензозаправщиков, амфибийных десантных кораблей на воздушной подушке и др.
Особо следует отметить его работу по созданию бронекатеров пр. 1124 и 1125, получивших высокую оценку командования в годы Великой Отечественной войны.
Однако наиболее ярко талант конструктора Бенуа проявился при выборе архитектурно-компоновочных решений, теоретических обводов, броне- защигы жизненных постов знаменитых советских речных бронекатеров. Широкое применение сварных конструкций позволило наладить серийное производство этих кораблей в короткие сроки. В итоге заводы в течение 1936— 1945 гг. построили 97 больших бронекатеров пр. 1124, и 151 малых, пр. 1125. Во время войны конструктор продолжал работы по модернизации и совершенствованию этих кораблей, повышению их боевой мощи. Так артиллерийские башни танка Т-28, заменялись на башни танка Т-34, а пулеметы калибра 7,62 мм — на 12,7-мм, кроме того, часть катеров оснастили реактивными установками М-8-М и М-13-М 1
В 1942 г. под руководством Ю. Ю. Бенуа по заданию ВМФ на конкурсной основе удалось разработать эскизный проект морского бронекатера для Балтийского флота (пр. 161), который получил одобрение и затем был передан заводу им. Марти для разработки рабочей документации но серийную постройку.
В послевоенный период Юлий Юльевич руководил проектированием и внедрением в производство бронекатеров второго поколения пр. 190, пр. 191М и пр. 192. В начале 60-х гг. XX в. был спроектирован новый тип бронекатера — «Шмель» (пр. 1204), на котором применялись современные образцы вооружения и оборудования, позволившие резко повысить боевую эффективность при несении службы в морских пограничных частях КГБ. По этому проекту было построено 100 кораблей.
Ю. Ю. Бенуа обладал широкой инженерной эрудицией, богатой конструкторской интуицией, врожденным даром научного предвидения. Будучи широко образованным специалистом, владея иностранными языками, он следил за тенденциями развития судостроения за рубежом, привлекая внимание общественности к актуальным проблемам технического прогресса, к внедрению новых принципов движения. Он первым опубликовал в журнале «Судостроение» в 1936 г. статью «К вопросу о движении по воде на подводных крыльях». Развивая эту тему, он выполнил в 1939 г. научно-исследовательскую работу «Перспективы движения на подводных крыльях», которая была удостоена премии ВНИТОС.
Анализируя научное наследие профессора В. И. Левкова, Юлий Юльевич отмечал, что в 30 — 40-х гг. XX в. под руководством этого талантливого ученого были созданы экспериментальные образцы катеров на воздушной подушке. Они первые в мире воплотили эту идею, но в то время не получили практического применения. Основную причину этого он усматривал в том, что работы ориентировались на создание нового типа торпедного катера, что сузило творческий поиск оптимальных решений при улучшении важнейшего качества этих судов — амфибийности, а также снижению себестоимости эксплуатации.
В начале 1961 г. Ю. Ю. Бенуа назначен главным конструктором судов на воздушной подушке, руководит разработкой эскизного проекта амфибийного десантного корабля «Джейран», составляет программу опытноконструкторских работ, в соответствии с которой на крупномасштабных самоходных моделях МК-01 и МС-01 камерным и сопловым способами образования воздушной подушки отрабатывается конструкция корабля. Одновременно по его инициативе начинаются исследования на буксируемых моделях гибких материалов для ограждения воздушной подушки. В результате проведения большого объема опытно-конструкторских работ были отработаны конструктивные элементы и технические характеристики систем и устройств, необходимых для образования воздушной подушки амфибийных кораблей. В 1963—1966 гг. разрабатывается технический проект десантного корабля «Джейран»
Ю. Ю. Бенуа — один из авторов книг «Суда на воздушной подушке» и «Основы теории судов на воздушной подушке», в которых обобщены его работы в этой области. Он также соавтор ряда изобретений по упомянутой тематике. Таким образом, став преемником профессора В. И. Левкова, Юлий Юльевич обогатил его научное наследие новыми идеями и техническими решениями, позволившими создать современные типы амфибийных кораблей на воздушной подушке, нашедших применение в народном хозяйстве и, тем самым, занять достойное место в отечественном и мировом судостроении.
Вся конструкторская деятельность Ю. Ю. Бенуа была проникнута духом новаторства, высокой целеустремленностью. Юлий Юльевич отличался огромной работоспособностью, самодисциплиной, не позволяя тяжелой болезни, преследовавшей его многие годы, командовать собой. Он прожил недолгую, но яркую творческую жизнь, прославив знаменитую династию Бенуа на поприще кораблестроения. А главная государственная награда у него была одна — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».