Конструктор Ю. Ю. Бенуа

Нельзя писать о бронекатерах и не рассказать о талантливом конструк­торе Юлии Юльевиче Бенуа, тем более, что мой дальнейший рассказ, в ос­новном, будет о проектах катеров, созданных под его руководством.

1874

Юлий Юльевич родился в 1908 г. в Санкт-Петербургской семье подпо­ручика саперного батальона Ю. Ю. Бенуа (1882— 1941), сына академика архитектуры Ю. Ю. Бенуа (1850— 1928), представляющего одну из ветвей известной династии Бенуа. Раннее детство Юлий провел в доме своего деда. После окончания в 1925 г. школы при костеле Святой Анны юноша получил путевку в Политехнический институт на кораблестроительный факультет, позднее преобразованный в Ленинградский кораблестроитель­ный институт. После окончания учебы в 1930 г., он был зачислен инжене- ром-исследователем в НИИ судостроения. В том же году Юлия Юльевича призвали на военную службу и он стал работать в Конструкторском бюро кронштадского Морского завода. В начале 1935 г. его родителей, как вра­гов народа выслали в Казахстан, молодого инженера ожидала та же участь. Однако руководство завода через наркома обороны К. Е. Ворошилова пре­дотвратило высылку, но оставить его в конструкторском бюро не удалось.

В апреле 1935 г. Ю. Ю. Бенуа начал трудиться в «Речсудопроекте» на должности руководителя группы общего проектирования, а в 1939 г стал начальником корпусного отдела. В 1941 г. Наркоматом судостроительной промышленности он назначается главным конструктором бронекатеров проектов 1124 и 1125. В 1954 г. после смерти В. И. Левкова — конструктора первых советских катеров на воздушной подушке — Ю. Ю. Бенуа продол­жил работы в этой области в ЦКБ-19, а затем в ЦМКБ «Алмаз».

Под руководством Юлия Юльевича удалось разработать и создать ряд оригинальных проектов бронекатеров, пассажирских теплоходов для ка­нала Волга-Москва на 150 и 300 пассажиров, пассажирских пароходов для Черного Иртыша, дивизионных катеров, бензозаправщиков, амфибий­ных десантных кораблей на воздушной подушке и др.

Особо следует отметить его работу по созданию бронекатеров пр. 1124 и 1125, получивших высокую оценку командования в годы Великой Оте­чественной войны.

Однако наиболее ярко талант конструктора Бенуа проявился при выбо­ре архитектурно-компоновочных решений, теоретических обводов, броне- защигы жизненных постов знаменитых советских речных бронекатеров. Широкое применение сварных конструкций позволило наладить серийное производство этих кораблей в короткие сроки. В итоге заводы в течение 1936— 1945 гг. построили 97 больших бронекатеров пр. 1124, и 151 малых, пр. 1125. Во время войны конструктор продолжал работы по модерниза­ции и совершенствованию этих кораблей, повышению их боевой мощи. Так артиллерийские башни танка Т-28, заменялись на башни танка Т-34, а пулеметы калиб­ра 7,62 мм — на 12,7-мм, кроме того, часть катеров осна­стили реактивными установками М-8-М и М-13-М 1

В 1942 г. под руководством Ю. Ю. Бенуа по заданию ВМФ на конкурсной основе удалось разработать эскизный проект морского бронекатера для Балтийского фло­та (пр. 161), который получил одобрение и затем был передан заводу им. Мар­ти для разработки рабочей документации но серийную постройку.

В послевоенный период Юлий Юльевич руководил проектирова­нием и внедрением в производство бронекатеров второго поколения пр. 190, пр. 191М и пр. 192. В начале 60-х гг. XX в. был спроектирован но­вый тип бронекатера — «Шмель» (пр. 1204), на котором применялись со­временные образцы вооружения и оборудования, позволившие резко по­высить боевую эффективность при несении службы в морских погранич­ных частях КГБ. По этому проекту было построено 100 кораблей.

Ю. Ю. Бенуа обладал широкой инженерной эрудицией, богатой кон­структорской интуицией, врожденным даром научного предвидения. Будучи широко образованным специалистом, владея иностранными язы­ками, он следил за тенденциями развития судостроения за рубежом, при­влекая внимание общественности к актуальным проблемам техническо­го прогресса, к внедрению новых принципов движения. Он первым опуб­ликовал в журнале «Судостроение» в 1936 г. статью «К вопросу о движе­нии по воде на подводных крыльях». Развивая эту тему, он выполнил в 1939 г. научно-исследовательскую работу «Перспективы движения на под­водных крыльях», которая была удостоена премии ВНИТОС.

Анализируя научное наследие профессора В. И. Левкова, Юлий Юль­евич отмечал, что в 30 — 40-х гг. XX в. под руководством этого талантливого ученого были созданы экспериментальные образцы катеров на воздуш­ной подушке. Они первые в мире воплотили эту идею, но в то время не получили практического применения. Основную причину этого он ус­матривал в том, что работы ориентировались на создание нового типа тор­педного катера, что сузило творческий поиск оптимальных решений при улучшении важнейшего качества этих судов — амфибийности, а также снижению себестоимости эксплуатации.

В начале 1961 г. Ю. Ю. Бенуа назначен главным конструктором судов на воздушной подушке, руководит разработкой эскизного проекта амфибийного десантного корабля «Джейран», составляет программу опытно­конструкторских работ, в соответствии с которой на крупномасштабных самоходных моделях МК-01 и МС-01 камерным и сопловым способами образования воздушной подушки отрабатывается конструкция корабля. Одновременно по его инициативе начинаются исследования на буксиру­емых моделях гибких материалов для ограждения воздушной подушки. В результате проведения большого объема опытно-конструкторских работ были отработаны конструктивные элементы и технические характерис­тики систем и устройств, необходимых для образования воздушной по­душки амфибийных кораблей. В 1963—1966 гг. разрабатывается техни­ческий проект десантного корабля «Джейран»

Ю. Ю. Бенуа — один из авторов книг «Суда на воздушной подушке» и «Основы теории судов на воздушной подушке», в которых обобщены его работы в этой области. Он также соавтор ряда изобретений по упомяну­той тематике. Таким образом, став преемником профессора В. И. Левкова, Юлий Юльевич обогатил его научное наследие новыми идеями и техни­ческими решениями, позволившими создать современные типы амфи­бийных кораблей на воздушной подушке, нашедших применение в на­родном хозяйстве и, тем самым, занять достойное место в отечественном и мировом судостроении.

Вся конструкторская деятельность Ю. Ю. Бенуа была проникнута ду­хом новаторства, высокой целеустремленностью. Юлий Юльевич отли­чался огромной работоспособностью, самодисциплиной, не позволяя тя­желой болезни, преследовавшей его многие годы, командовать собой. Он прожил недолгую, но яркую творческую жизнь, прославив знаменитую династию Бенуа на поприще кораблестроения. А главная государствен­ная награда у него была одна — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: