Бронекатера проекта 1125

Разработка проекта бронированного катера, предназначавшегося для Днепра и его притоков началась ещё в 1932 году, когда Учетно-строевое управление ВМС РККА рассмотрело 7 эскизных проектов.

Проект тяжелого бронекатера 1932 г. имел следующие характеристи­ки: стандартное водоизмещение 20,8 т; длина по ватерлинии 18,0 м; шири­на 3.4 м; осадка 0,48 м; 2 двигателя суммарной мощностью 250 л.с. могли обеспечить скорость хода 22,22 км/ч. Планировалось установить в баш­нях только универсальное вооружение: 1 37-мм и 1 20-мм пушки линейно в носу и корме и 2 12,7-мм пулемета диагонально в носу. Бронирование: вертикальное 8, и горизонтальное — 4 мм.

1879

Кроме того, еще один проект бронекатера в инициативном порядке подал командующий Днепровской военной флотилией Б.В. Хорошкин. По составу вооружения этот корабль практически равнялся ранее предло­женному проекту, а по конструкции и основным размерениям напоми­нал катер-разведчик фирмы К.О. Ревенского, то есть значительно превы­шал по размерам своего конкурента, поэтому и не рассматривался.

Известно, что 8 июля 1932 г. начальник Управления Э.С. Панцержанский приказал передать судостроительной промышленности эскизный проект тяжелого бронекатера для последующей разработки общего про­екта. При этом он рекомендовал уменьшить водоизмещение до 20,0 т; толщину бронирования борта до 6 —7 мм; резко снизить (на 100—120 мм) высоту борта; оставить один главный двигатель; сократить длину корпуса даже за счет увеличения осадки (но не более 0,50 м); и отказать­ся от жилых помещений для личного состава. А вместо перспективной универсальной автоматической артиллерии и крупнокалиберных пуле­метов Панцержанский потребовал установить 76,2-мм орудие в танковой  башне. Не исключено, что он реально оценивал возможности отечествен­ных производителей.

Дальнейшая судьба этих разработок неизвестна, но по утвержденно­му 2 ноября 1936 г. Наркомом обороны окончательному проекту, на бро­некатера «днепровского» типа предусматривалось установить на крыше ходовой рубки 20-мм автоматическую пушку ШВАК, с примечанием, что до получения опытного образца этой установки временно будет постав­лен 7,62-мм пулемет М-1 в башне ПБ-3. Однако к концу сентября 1937 года 20-мм установку получить от промышленности так и не удалось. Более того, отечественные естественные монополисты не захотели поставить даже башенки со спаренными 7,62-мм пулеметами ДТ. Поэтому УКМС РККА пришлось предложить Наркому утвердить следующее вооружение малого бронекатера: 1 76,2-мм орудие в башне Т-28 на носу и 3 7,62-мм пуле­мета М-1 в башнях ПБ-3, расположенных на носу на корме и на рубке.

1880

Проектированием «днепровских» (малых) бронекатеров пр. 1125 также занимался ленинградский Речсудопроект, под руководством Ю. Ю. Бенуа, на тех же принципах и конструктивных решениях, но, по времени, это произошло несколько позже. Стремление к унификации отчасти отрица­тельно повлияло на качество проекта и самого катера. Малый бронекатер имел одновальную установку с двигателем ГАМ-34, а, следовательно — худшие маневренные качества и живучесть по сравнению со своим пред­шественником — пр. 1124. Однако, в некоторой степени, этот недостаток искупался меньшей осадкой катера.

На 17 октября 1937 г. характеристики бронекатера пр. 1125 выглядели следующим образом: водоизмещение 26 т; длина наибольшая 22,5 м; ши­рина 3,4 м; осадка 0,5 м. 1 двигатель ГАМ-34БП обеспечивал скорость хода 20  узла при дальности плавания 250 км. Вооружение: 1 76,2-мм пушка, и 2 пулемета ДТ в башне Т-28. Кроме этого — 3 7,62-мм пулемета ДТ стояли в трех башнях ПБ-3. Противопульное бронирование: борт 7 мм; палу­ба 4 мм; рубка, бок и крыша соответственно 8 и 4 мм. Бронирование борта выполнялось от 16 до 45 шпангоута. Нижняя кромка бортовой брони опус­калась на 150 мм ниже ватерлинии.

Установка башни Т-28 на катерах типа 1125 потребовала повысить ко­мингс башни на 100 мм (для обеспечения её поворота над носовой пуле­метной башенкой).

Всего флот и НКВД заказали 32 катера. В мае 1937 года планировалось сдать 16 кораблей для Амурской флотилии, и 8 для Днепровской флотилии в IV квартале того же года. В первых числах апреля 1937 года Зеленодоль­ский завод сдал Амурской флотилии 16 катеров пр. 1125. В связи с этим 16 апреля того же года Начальник штаба Морских сил РККА капитан 1 ранга Стасевич приказал установить следующую тактическую нумерацию для катеров так называемого Днепровского типа:

в Хабаровском отряде 3-й дивизион № 31; № 32; № 33; № 34; № 35.

в Сретенском отряде 8-й дивизион № 85; № 86; № 87; № 88.

в Иманском отряде 9-й дивизион № 95; № 96; № 97; № 98.

Таким образом, можно сделать вывод, что 3 бронекатера проекта 1125 предназначались для НКВД.

В марте 1938 г. вместо пулеметной башенки ПБ-3, вооруженной 7,62-мм пулеметом М-1, Зеленодольский завод имени Горького начал устанавли­вать ПБК-5 (7,62-мм пулемет ДТ). К 27 июня того же года завод имел на складах 25 башен Т-28 для установки на катерах типа 1124 и 1125. В это время обсуждалась установка модифицированных башен с увеличенным до 70° углом возвышения и уменьшенной с 20 до 10 мм толщиной брони­рования. Поэтому Амурская флотилия и Главное управление Погранох­раны НКВД (ГУПО НКВД), считали, что Зеленодольский завод пытается поставить им «некондиционные» башни.

В декабре 1938 — январе 1939 гг. Зеленодольский завод сдал Днепровской военной флотилии 8 бронекатеров типа 1125, с установленными на них баш­нями Т-28 и ПБК-5. А всего в 1939 г. ВМФ получил серию из 18 малых бронека­теров, из них четыре построил завод им. А. Марти в Ленинграде.

Башни танка Т-28 первой модификации установили только на 24 кате­ра проекта 1125. На последующих применяли те же башни, но с кормовым 7,62-мм пулеметом ДТ и зенитной турелью П-40.

Водоизмещение катеров пр. 1125 составило 25,54 т; длина наиболь­шая — 22,65 м; длина по ватерлинии 22,26 м; ширина по ватерлинии 3,4 м; ширина наибольшая (с привальным брусом) — 3,54 м; высота борта 1,5 м; осадка 0,56 м. Были установлены 1 двигатель ГАМ-34-ВС с авиа­компрессором АК-60, вспомогательный двигатель Д-3. Катер развивал скорость скорость 18 уз (33 км/ч). Экипаж насчитывал 10 человек. За­пас топлива 2,2 т рассчитывался на 16 — 20 часов полного хода. Воору­жение по проекту состояло из 76,2-мм орудия с углом обстрела 290°, которое заменили позднее на Ф-34 и пулеметов — в башне на палубе перед орудием (которое подняли на барбет), боевой рубке и в корме. Для улучшения дифферентовки корпуса орудийную башню и над­стройку сместили к корме (23-й шп.). Как и при постройке катеров про­екта 1124, здесь также менялись и конструкция башен, и система пуле­метов (двух и одноствольные, открытые и закрытые сверху). Специ­ально для бронекатеров разрабатывались башни с 76,2-мм (ПС-3) и 45- мм орудиями (20-К) с одинаковым углом возвышения (60°), но в произ­водство эти башни не пошли. Опытный корабль проекта 1125, строив­шийся без брони, после тщательных всесторонних испытаний переда­ли по приказу адмирала И.С. Исакова училищу имени Фрунзе в Ленин­граде как учебный. Серийные корабли уже бронировались, и головной вступил в строй в 1938 г.

Первые 18 бронекатеров пр. 1125 вступили в строй в 1938— 1939 гг. И, так как часть из них вошла в состав Амурской Краснознаменной военной флотилии, то их теперь уже сложно стало называть «днепровскими».

Планировалось, что в 1939 году Зеленодольский завод имени Горького сдаст флоту 36 бронекатеров проекта 1125, из которых только 25 удалось обеспечить башнями Т-28 старого, сухопутного образца. Остальные 13 башен Кировский завод уже обязался поставить по новому, специально модифицированному флотскому типу, позволявшему вести огонь по воз­вышенным целям.

И в том же 1939 г. утверждается технический проект для второй, модифицированной серии катеров, которые предполагалось оснастить двигателем экономического хода ЗИС-5. Установка модифицированной 76,2 - мм башни с углом возвышения 70° и 4 универсальных спаренных 12,7 - мм пулеметов в двух башнях ДШКМ-2Б на строящихся бронекатерах проекта 1125У планировалось начать с 1940 г.

До начала Великой Отечественной войны по улучшенному пр 1125У за­ложили несколько десятков катеров и только около десятка корпусов удалось изготовить. Сдачу их флоту сорвало отсутствие штатных башен МУ. Часть «днепровских» катеров отправили на Амур. В мае 1940 г. командование флотилии организовало совместные испытания больших и малых кате­ров на возможность их использования на озере Ханка.

Испытания при четырехбалльном ветре показали достаточную продольную прочность катеров обоих типов, а в отношении мореход­ности и остойчивости — очевидные преимущества «амурца» перед «днепровцем». Большой бронекатер лучше держался на волне, не за­рывался носом в воду на малом ходу (так как на полном ходу катера выходили на режим, близкий к глиссированию). Предельный угол крепа для пр. 1124 по диаграмме Рида составлял 90° (для пр. 1125 всего 65°) при начальной метацентрической высоте 1,06 м (для пр. 1125 — 0,76 м). В выводах комиссии также отмечались отсутствие парового отопления и чрезмерно малая высота жилых помещений (около 1,15 м) на малом бронекатере.

Бронекатера проекта 1125, из состава Днепровской военной флотилии, принимали участие в Польской кампании 1939 г. на реке Припять. Извест­но, что к началу навигации 1940 г. на одном из бронекатеров Дунайской военной флотилии все-таки удалось установить специальную 76-мм морс­кую башню МУ, изготовленную на Кировском заводе.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: