На артиллерию речных кораблей возлагались две основные задачи: обстрел береговых целей по заданиям армейского командования и огонь по кораблям противника.
По опыту Первой мировой и Гражданской войн 76-мм короткоствольные пушки с мощным снарядом хорошо зарекомендовали себя в качестве основного вооружения для бронепоездов, бронеавтомобилей и малых речных кораблей. После широкого внедрения танков в РККА, одну из аналогичных систем приняли на вооружение башни Т-28, которая оказалась очень удобной для монтажа и на мелкосидящие речные корабли, так как, кроме надежной защиты орудийной прислуги, башня всегда имела наиболее низкий центр тяжести, по сравнению с палубной установкой.
Но стрельба по возвышенному речному берегу, а также наличие прибрежных лесов и ложбин потребовали большего угла возвышения, а изгибы реки, её низменные, поросшие кустарником берега — больших скоростей горизонтальной наводки. Поэтому в 1934 г. Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ) разработал проект модернизации башни Т-28 для использования её на речных кораблях.
В проекте АНИМИ использовалась качающаяся часть 76-мм пушки ПС-3. Угол возвышения 60° определился предельным использованием существующих противооткатных устройств, обеспечивавших полный накат системы. Из-за невозможности использовать танковый прицел для углов возвышения 60°, использовался специально спроектированный перископический прицел. Принятие нового угла возвышения несколько увеличило габариты башни. Но, с целью замены этой модификацией стандартных башен Т-28 без переделок корпуса корабля, диаметр болтового соединения, число болтов и их общее расположение остались прежними.
В этом проекте бронирование морской башни для боков оставили прежним, а для крыши увеличили до 20 мм. Это объяснялось тем, что при обстреле с возвышенного берега самым уязвимым местом являлась именно крыша. Однако проектный вес модифицированной башни возрос при этом до 3 600 кг (против 2 500 у Т-28).
Одновременно специалисты АНИМИ изучили конструкцию башни танка Т-26, вооруженную 45-мм полуавтоматической пушкой, с целью использовать её на проектируемых бронекатерах Днепровского типа. Дело в том, что, так как на этих кораблях практически отсутствовали средства противовоздушной обороны, то возникла мысль переделать башню Т-26 в зенитную систему.
При разработке проекта существовали два варианта: первый — сохранение существовавшей качающейся части и переделка корпуса башни Т-26; второй — переделка качающейся части и установка её на зенитный угол возвышения в корпус башни Т-28. Остановились на использовании качающейся части 45-мм морского четверть автомата 21-К. А для унификации конструкции специалисты АНИМИ решили использовать башенную коробку, спроектированную для 76-мм морской установки с углом возвышения 60°. Но, так как толщина брони крыши и бортов этой установки увеличили до 20 мм (броня крыши и бортов Т-26 соответственно 6 и 15 мм), то её масса возросла до 2 900 кг (против 950 кг у Т-26). Понятно, что спроектированная установка не могла конкурировать с башней Т-28, имевшей массу всего лишь 2 500 кг.
В том же 1934 г. АНИМИ заказал Кировскому заводу опытную 76-мм башню для бронекатеров, с углом возвышения пушки ПС-3 — 70°. При этом бронирование башни оставили штатным, то есть таким же, как и у танка Т-28. Однако проектант бронекатеров потребовал уменьшить толщину бронирования 76-мм артиллерийской башни, так как конструктивная защита кораблей состояла из 7-мм бортовой и 4-мм палубной брони. Башня же Т-28 имела 20-мм борт и 10-мм крышу, что, безусловно, являлось излишним. Ижорский завод согласился перейти на изготовление деталей из 10-мм броневых листов. И это могло дать значительную экономию массы башни.
Расчеты показывали, что при толщине бронирования 10 мм масса башни могла составить 999 кг, а при 15 и 20 мм соответственно 1121 и 1243 кг.
Но собирать башню из 10-мм броневых плит не стали, мотивируя это тем, что прочность конструкции уменьшится, и она не выдержит силу отдачи от выстрела 76-мм пушки. Сейчас трудно сказать насколько это было оправданно. Во всяком случае, при желании, технические проблемы решались. Теперь уже не секрет, что в те годы Кировский завод успешно поставлял 76-мм башни для танков БТ-7А, имевших 13-мм бортовуюброню. Впоследствии, в 1940 г. именно в башне Т-28 успешно прошла испытания мощная 85-мм танковая пушка Ф-39.
В 1937 г., то есть через три года после получения заказа, Кировский завод это изделие заказчику так и не сдал, хотя еще в 1936 г. вышло по этому поводу специальное постановление Правительства СССР.
Летом 1938 г. АНИМИ даже предлагал устанавливать на строящиеся бронекатера башни 41-К, вооруженные спаренными 45-мм полуавтоматами. Однако это могло резко снизить огневую мощь кораблей, и Главный Морской штаб (ГМШ) продолжал настаивать на производстве модифицированных башен Т-28 с углом возвышения орудия — 70°. Признавалось крайне желательным устанавливать на катера башни, вооруженные 12,7-мм тяжелыми пулеметами ДШК.
В конце января 1940 г. Кировский завод выпустил наконец-то долгожданную морскую установку, вооруженную 76-мм пушкой Л-11, и получившую обозначение МУ. В сентябре того же года установка испытывалась на одном из бронекатеров Дунайской военной флотилии, но на вооружение её не приняли.
На 1 января 1941 г. советская промышленность построила 172 бронекатера пр. 40, 1124 и 1125. Однако из-за отсутствия специальной морской установки МУ к началу Великой Отечественной войны 101 корабль не вошел в строй.