Мониторы типа «Кёрёш» стали развитием кораблей типа «Лейта», но по сравнению с последними, имели более мощное артиллерийское вооружение и увеличенную на 2 узла. Толщина брони у них также же возросли, но протяженность бортового пояса в носовой части корпуса стала намного меньше, чем у мониторов типа «Лейта». И это являлось существенным недостатком, ибо в случае попаданий снарядов в носовую, незащищённую часть корпуса монитор сразу же увеличивал осадку форштевнем — а для речного корабля это влекло за собой потерю маневренности и проходимости по фарватеру. Увеличение углубления корпуса на 10 см также нужно признать неудачей проектировщиков. По остальным же тактико-техни-ческим характеристикам монитор вполне отвечал требованиям времени.
Общая компоновка кораблей этого типа хорошо видна из чертежа. Девятью водонепроницаемыми переборками корпус делился на 10 отсеков. Первый из них — таранный, затем шло помещение команды с провизионными камерами, ручным приводом брашпилей и цепным ящиком. В третьем и восьмом отсеках располагались подбашенные отделения с погребами боезапаса. В четвёртом находилась кают-компания, а также каюты офицеров и командира. В пятом — котельное отделение с 2 котлами и угольными ямами. Дымовая труба заваливалась, давая кораблю возможность прохода под мостами. В шестом отсеке размещалось машинное от деление с 2 вертикальными 3-цилиндровыми паровыми машинами и холодильником. Здесь же находились вспомогательные паровые машины и насосы (трюмной, водоотливной и пожарных систем). В седьмом и девятом отсеках располагались жилые помещения и запасы, а в десятом — ахтер-пик и шкиперские запасы. Раздельное размещение машинного и котельного отделения, повышавшее живучесть энергетической установки и корабля в целом, было удачным, и позднее это решение применялось на всех последующих типах дунайских мониторов. Как очень продуманное и прогрессивное конструктивное решение, нужно отметить наличие на корабле, кроме боевой рубки, также запасного командного пункта. Кроме того, следует обратить внимание на очень удачное линейно-возвышенное расположение артиллерии, которое тогда аналогов в мире не имело.
Перед началом Первой мировой войны на мониторы установили радиотелеграфы. В 1914— 1915 годах «Шамош» и «Кёрёш» активно участвовали в боевых действиях против Сербии. 23 апреля 1915 г. английские паровые катера безуспешно атаковали «Кёрёш», ошибочно сообщив о его потоплении. После окончания Первой мировой войны «Кёрёш» передали Югославии и переименовали в «Мораву». «Шамош» в апреле 1918 г. был разоружен, но 21 марта 1919 г. его вновь ввели в строй. Корабль вошел в состав Дунайской флотилии Венгерской Советской республики и в мае — июне того же года участвовал в Северном походе венгерской Красной армии, против Чехословакии. В 1920 г. его переоборудовали в понтон.