Мониторы типа «Кёрёш»

Мониторы типа «Кёрёш» стали развитием кораблей типа «Лейта», но по сравнению с последними, имели более мощное артиллерийское воору­жение и увеличенную на 2 узла. Толщина брони у них также же возросли, но протяженность бортового пояса в носовой части корпуса стала намного меньше, чем у мониторов типа «Лейта». И это являлось существенным недостатком, ибо в случае попаданий снарядов в носовую, незащищённую часть корпуса монитор сразу же увеличивал осадку форштевнем — а для речного корабля это влекло за собой потерю маневренности и проходимости по фарватеру. Увеличение углубления корпуса на 10 см также нужно признать неудачей проектировщиков. По остальным же тактико-техни-ческим характеристикам монитор вполне отвечал требованиям времени.

Ìîíèòîðû "ʸð¸ø" è ïî ñîñòîÿíèþ íà 1894 ãîä

Ìîíèòîðû "ʸð¸ø" è ïî ñîñòîÿíèþ íà 1894 ãîä

Общая компоновка кораблей этого типа хорошо видна из чертежа. Девятью водонепроницаемыми переборками корпус делился на 10 отсеков. Первый из них — таранный, затем шло помещение команды с провизионными камерами, ручным приводом брашпилей и цепным ящиком. В третьем и восьмом отсеках располагались подбашенные отделения с погребами боезапаса. В четвёртом находилась кают-компания, а также каюты офицеров и командира. В пятом — котельное отделение с 2 котлами и угольными ямами. Дымовая труба заваливалась, давая кораблю возможность прохода под мостами. В шестом отсеке размещалось машинное от деление с 2 вертикальными 3-цилиндровыми паровыми машинами и холо­дильником. Здесь же находились вспомогательные паровые машины и на­сосы (трюмной, водоотливной и пожарных систем). В седьмом и девятом отсеках располагались жилые помещения и запасы, а в десятом — ахтер-пик и шкиперские запасы. Раздельное размещение машинного и котельно­го отделения, повышавшее живучесть энергетической установки и кораб­ля в целом, было удачным, и позднее это решение применялось на всех пос­ледующих типах дунайских мониторов. Как очень продуманное и прогрес­сивное конструктивное решение, нужно отметить наличие на корабле, кро­ме боевой рубки, также запасного командного пункта. Кроме того, следует обратить внимание на очень удачное линейно-возвышенное расположе­ние артиллерии, которое тогда аналогов в мире не имело.

Ìîíèòîðû "ʸð¸ø" è ïî ñîñòîÿíèþ íà 1900 ãîä

Перед началом Первой мировой войны на мониторы установили ра­диотелеграфы. В 1914— 1915 годах «Шамош» и «Кёрёш» активно участво­вали в боевых действиях против Сербии. 23 апреля 1915 г. английские па­ровые катера безуспешно атаковали «Кёрёш», ошибочно сообщив о его потоплении. После окончания Первой мировой войны «Кёрёш» передали Югославии и переименовали в «Мораву». «Шамош» в апреле 1918 г. был разоружен, но 21 марта 1919 г. его вновь ввели в строй. Корабль вошел в состав Дунайской флотилии Венгерской Советской республики и в мае — июне того же года участвовал в Северном походе венгерской Красной ар­мии, против Чехословакии. В 1920 г. его переоборудовали в понтон.

Ìîíèòîð "Øàìîø"

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: