Морской бронекатер проекта 138

В годы войны речные катера очень часто приходилось использовать не только на реках, но и в прибрежных районах. ВМС РККА еще в начале 1938 г. сформулировал оперативно-техническое задание на проектирование мо­реходного бронекатера. Корабль предназначался для боевых действий в шхерных и прибрежных районах Балтики: разведка, бой с катерами, сто­рожевыми кораблями и тральщиками противника, прорыв защищенных пулеметами шхерных позиций, уничтожение переправ, обеспечение десан­тных и транспортных операций, охранная и дозорная служба.

Предполагалось, что этот корабль водоизмещением 220 т, и осадкой 1,5 м, будет нести следующее артиллерийское вооружение:

2 76-мм орудия в башнях танка Т-28, но модифицированных на больший угол возвышения для обеспечения стрельбы по возвы­шенному берегу. О неудачных попытках создания этих башен уже много говорилось;

6 12,7-мм пулеметов ДШК в трех спаренных установках для стрель­бы по воздушным, надводным и наземным целям;

4 7,62-мм пулемета ДТ, из них 2 — выносных.

Кроме этого на нем предусматривались разместить глубинные бом­бы, катерный трал, аппаратуру дымзавесы прожектор и радиостанцию радиусом действия 150 миль.

Все артиллерийско-пулеметное вооружение должно было размещать­ся в башнях. Жизненно важные части корабля (машинное отделение, погреба боезапаса, ходовая и радио рубки) — в цитадели. Бронирование бортов, траверзных переборок, боевой рубки, палубы и башен рассчиты­валось на защиту от огня крупнокалиберных пулеметов с наименьшей дистанции в 100 м.

Мощность 2 реверсивных двигателей Дизеля должна была обеспечить скорость хода при волнении до 6 баллов не менее 20 узлов, что признава­лось достаточным в условиях Финского залива и Ладожского озера.

Оговаривались хорошая управляемость, как на переднем, так и на заднем ходе, малый диаметр циркуляции и необходимость ледокольных устройств в носовой части корпуса, что позволяло форсировать битый лед 10 см толщины. Усиленный форштевень должен был наносить таран­ные удары по мелким судам.

Корабль мог самостоятельно вернуться на базу при одном затоплен­ном отсеке. Прочность корпуса рассчитывалась на волнение 9 баллов. Рай­он плавания — 500 миль, автономность — 6 суток.

Низкий силуэт и заваливающаяся мачта обеспечивали свободный про­ход под мостами на реке Нева.

В 1940 г. ЦКБ-50 получило задание на проектирование МБКА пр. 138. Кораблестроители взяли за основу проект большого речного бронекатера типа 1124. В январе 1941 г. заместитель наркома ВМФ, адмирал И.С. Исаков утвердил эскизный проект. К этому времени советская промышленность готовила к выпуску новый двигатель Дизеля, имевший меньшие габари­ты и массу, что позволяло уменьшить водоизмещение катера до 166 т (при скорости хода 18 уз) и его основные размерения.

Следует отметить, что на одном из вариантов пр. 138 впервые в отече­ственном флоте предлолагалось установить 2 крыльчатых движителя для обеспечения лучшей маневренности при плавании в сложных условиях шхерных фарватеров. Но адмирал Исаков отнесся к этому осторожно, упо­мянув, что движитель Фойт Шнайдера может быть рассмотрен на после­дующих проектах после всесторонних испытаний на вспомогательных кораблях и освоения серийного производства крыльчатых движителей отечественной промышленностью.

Морской бронекатер проекта 138

Проектирование МБКА пр. 138 не удалось закончить до начала вой­ны, а в 1942 г. КБ Адмиралтейского завода составило предэскизный проект малого морского монитора, впоследствии он получил название «шхер­ный». По своим элементам корабль был близок к пр. 138, но в отличие от него, этот «монитор» отличался значительно усиленным бронированием цитадели (борт — 50 мм и палуба — 30 мм, вместо соответствующих 20 и 16 мм на пр. 138). Он лишь незначительно уступал 138-му проекту в скоро­сти хода (15 и 18 уз). В марте 1942 г. в связи со строительством «шхерного монитора» (пр. 161) пр. 138 был закрыт.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: