Морской бронекатер проекта 186

Дальнейшим развитием довольно удачных «шхерных мониторов» стали морские бронекатера (МБКА) пр. 186 (полное водоизмещение 164 т), которые иногда называли «малыми канонерскими лодками». На этих кораблях устанавливались 2 85-мм пушки в башнях танка Т-34-85, а в качестве главных двигателей использовались дизели фирмы «Дженерал Моторе». Всего с 1945 по 1947 гг. флоту был сдан 31 такой корабль.

Боевой опыт применения «шхерных мониторов» в 1943— 1944 гг. показал необходимость установки артиллерии с более высокими так­тическими данными, которые позволяли бы решать огневые задачи в борьбе с катерами всех типов на море и с береговыми огневыми точка­ми вплоть до 76-мм артиллерии, а также с авиацией противника.

К основным недостаткам бронекатеров пр. 161 относились: малая проектная скорость, недостаточный угол возвышения 76-мм танковых орудий и отсутствие упрощенных приборов управления артиллерийс­ким огнем (ПУАО), без которых огонь танковых пушек по морским це­лям был недостаточно эффективен. Поэтому еще в начале 1944 г. флот выдал задание на проектирование нового морского бронекатера с 85-мм универсальной артиллерией и скоростью хода 18 — 20 узлов. КБ Адми­ралтейского завода разработало морской бронекатер пр. 186.

Расположение брони не изменилось, но ее толщину несколько умень­шили. Вертикальное бронирование цитадели МБКА нового проекта рас­считывалось на защиту от снарядов 37-мм противотанковой пушки с дис­танции 1 ООО м, 50-мм — с дистанции 1500 м, а также от 7,92-мм бронебой­ных пуль с дистанции 50 м на всех курсовых углах, и от бронебойных 15-мм пуль с дистанции 100 м.

Горизонтальное бронирование цитадели могло защитить от штурмо­вой авиации противника вооруженной 7,92-мм пулеметами и пушками ка­либром 15 — 20 мм с бреющего полета и пикирования под углами 30 — 60°. Оконечности защищались только от 7,92-мм пуль с дистанции 100 м.

 Килеватость мидель-шпангоута нового катера и несколько большее во­доизмещение привели к увеличению средней осадки, что ограничивало ис­пользование корабля в десантных операциях. У него была сильно выдававша­яся вперед носовая оконечность, обрезанная корма с наклонный транцем, возвышающиеся над палубой пулеметные барбеты и ходовая рубка с баш­ней приборов управления стрельбой. Для катеров этого проекта разрабаты­вались 85-мм универсальные пушки, с углом возвышения 80°, установлен­ные в башнях специального морского типа, что позволило бы МБКА вести успешную борьбу с катерами всех классов на дистанциях свыше 30 кб, с бере­говой артиллерией калибра до 76-мм, а также с авиацией противника.

Однако, в марте 1945 г., когда уже находились в заделе первые десять корпусов морских бронекатеров, учитывая неготовность штатных башен, а также возможность установить на корабли, с наименьшими переделка­ми, танковых башен с 85-мм пушками, Нарком ВМФ, адмирал флота Н.Г. Кузнецов разрешил временно установить серийные танковые башни с последующей заменой их на морские

В результате артиллерия каждого бронекатера пр. 186 первоначально состояла из:

  2 85-мм пушек в башнях танка Т-34;

  1 37-мм автомата 70-К, расположенного между боевой рубкой и кормовой башней Т-34;

  4 12,7-мм пулеметов ДШК в двух спаренных установках, располо­женных побортно в районе боевой рубки.

Артиллерийская стрельба управлялась ПУС. Кроме того, предусматри­валась прицельная наводка каждой 85-мм башни. Первоначально по проек­ту предусматривалась стабилизация орудий на качке в плоскости стрельбы.

В оперативно-техническом задании оговаривалась скорость полно­го хода корабля 18 — 20 уз, что могло быть выполнено только при уста­новке трех легких дизелей мощностью по 1000 л.с. Однако обеспечить такими двигателями корабли программы 1944 г. не удалось, так как оте чественная промышленность их не выпускала, а получить импортный не получилось. В результате на катера пришлось установить по два «Дженерал Моторе» суммарной мощностью 1000 л.с. (то есть такие же, как и на «шхерных мониторах»). В результате скорость вновь споектированных МБКА снизилась до 13 уз.

Головной корабль пр. 186 был заложен 31 августа 1944 г. Заводские швартовые и ходовые испытания проходили с 8 июня по 17 июля 1945 г. К государственным испытаниям, проходившим в акватории Ленинград- Кронштадт-Финский залив, катер предъявлен 21 июля и 18 августа 1945 г. головной корабль вошел в строй. Всего с момента закладки катера до нача­ла государственных испытаний прошло 10 месяцев.

Ходовые испытания, проведенные на мерной миле в районе Морско­го канала Ленпорта, показали, что при водоизмещении 159,4 т корабль раз­вил скорость 14,1 уз (проектная — 14 уз).

Ходовые испытания в районе острова Лавенсари (при водоизмеще­нии 164 т) показали, что у МБК пр. 186 хорошие маневренные и мореход­ные качества, плавная бортовая и килевая качка, отсутствие вибрации корпуса, механизмов и приборов, а стрельба главного калибра отлича­лась высокой точностью.

При ходе катера в штилевую погоду, брызги, выходившие в носовой части из-под скулы, низко стелились над водой. При ходе против волны встречный гребень разваливался форштевнем, а получавшиеся при этом брызги, благодаря сильно развитому развалу носовых ветвей шпангоу­та, и за счет фальшборта, на палубу не попадали. Катер легко всходил на волну, и палуба оставалась сухой. При ходе лагом к волне отдельные брыз­ги ветром заносило на кормовую часть палубы. Но участвовать в сраже­ниях Великой Отечественной войны этим кораблям не довелось: они начали вступать в строй лишь летом 1945 г., когда боевые действия на Балтике завершились.

Сварной корпус корабля (шпация — 500 мм) набирался по продоль­ной системе, и лишь в носовой части (0— 12 шп.) она была поперечной. Толщина наружной обшивки 5 мм, но в районе ледового пояса в носовой части (0-18 шп.) и гребных винтов она увеличивалась до 8 мм В районе 12- 27 шп. и 50 шп.-транец стояла гомогенная 13-мм боротовая броня, а в рай­оне 27-50 шп. 30 мм броня.

Корпус корабля пр. 186 водонепроницаемыми переборками делился на 13 отсеков.

1895

В форпике оборудовались изолированный цепной ящик, полки для шкиперского имущества и шкаф для провизии. В камбузе стояли плита, стол, шкаф, раковина и цистерны пресной воды. В каждом кубрике име­лись рундуки, откидные и подвесные койки, складной стол, шкаф, зерка­ло, вешалка и табуреты.

Помещение офицерского состава (кают-компания, каюта командира и каюта для двух офицеров) оборудовалось мягкими койками, столами, шкафами, табуретами, буфетом и умывальником. Здесь же стоял гиро­компас с агрегатом. Естественной вентиляции явно не хватало.

Носовая 85-мм башня стояла в районе 25 — 30 шп., а кормовая на 47 — 52 шп. Орошение боезапаса могло осуществляться от трюмной системы. На левом борту носового погреба располагалась радиорубка, имевшая ав­тономный вход с верхней палубы.

В машинном отсеке, сообщавшемся с верхней палубой и ходовой руб­кой через два люка, располагалось и котельное отделение. 2 двухтактных 8-цилиндровых дизеля 8-268А фирмы «Дженерал-Моторс» (мощность каж­дого 500 л.с., моторесурс 1800 час) вращали два стальных гребных винта (для плавания в битом льду) диаметром 1,2 м и шагом 1,38 м.

Пуск дизелей осуществлялся сжатым воздухом. Кроме того, в машин­ном отсеке стояли два компрессора и два дизельгенератора фирмы «Бордко» с вспомогательными дизельными двигателями фирмы «Шеппард», мощностью по 15 кВ. Трюмно-пожарная система работала от электрона­соса системы «Гарда» производительностью 20 м куб./час. Кроме того, имелся ручной осушительный насос системы «Гарда».

Ходовая рубка оборудовалась штурманским столом, штурвальной ле­бедкой, магнитным компасом, приборами ПУС, сигнализацией, перере- говорными трубами. На крыше рубки стояла бронированная вращающа­яся башня ПУС, а на мостике — компас, мачта и прожектор. Приборы ПУС подавали сигнал на датчики в башнях. Кроме того имелись звонко­вая сигнализация и ревуны.

Благодаря специальному банкету 37-мм автомат, стоявший в районе 43 — 45 шп., мог стрелять при угле возвышения 0°, поверх кормовой баш­ни. Передняя часть автомата защищалась щитовым прикрытием, площадь которого была явно недостаточной, и не соответствовала защите других боевых постов МБКА. Командир расчета 37-мм автомата имел телефон­ную связь с боевой рубкой и постом ПУС.

В районе 39 — 42 шп. на специальных барбетах, побортно устанавли­вались 12,7-мм спаренные пулеметы ДШК, каждый из них размещался в 10-мм броневой башенке пирамидальной формы.

Морской бронекатер проекта 186

Артиллерийское вооружение МБКА пр. 186 имело значительное преиму­щество перед шхерным монитором, так как ПУС обеспечивал быстрое целе­указание и выработку данных для централизованной наводки 85-мм пушек (более мощных, с высокими баллистическими данными и надежных в эксп­луатации). Кроме того, корабль имел большее число пулеметных стволов и лучше расположенную зенитную артиллерию. Все отсеки сообщались меж­ду собой только через палубные люки, в отличие от шхерных мониторов, где водонепроницаемые люки стояли в поперечных переборках.

По отношению к шхерному монитору морской бронекатер пр. 186 имел лучшие бытовые условия:

1) увеличена площадь и кубатура жилых помещений;

2)  установлены штатные койки для всего личного состава;

3) оборудована кают-компания для офицерского состава.

Корабли пр. 186 имели два калибра зенитной артиллерии и при уста­новке 85-мм универсальных пушек в морских башнях это разнообразие только увеличивал. Опыт Великой Отечественной войны показал, что крупнокалиберные пулеметы, установленные на корабле, недостаточно эффективны в борьбе с авиацией противника. Поэтому в дальнейшем предполагалось модернизировать зенитную артиллерию, заменив 37-мм и 12,7-мм установки на спаренные 25-мм автоматы.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: