Опыт Великой Отечественной войны показал, что специфика боевых действий на реках делала неизбежным ведение огня прямой наводкой, что требовало не только вооружения катера танковой пушкой, но и усиления соответствующего бронирования. Корабли пр. 1124 и пр. 1125 оказались слабо защищенными, их броня выдерживала лишь попадания пуль обычного калибра на дистанциях более 100 м или крупнокалиберных на дистанциях более 200 м. Любой снаряд, фугасный или бронебойный, при попадании в цитадель проламывал или пробивал броню, поражая личный состав и жизненно-важные части катера. Так только на Балтике и Волге из погибших в 1941 — 1942 гг. девяти бронекатеров, шесть оказались потеряны в результате расстрела их артиллерией противника с дистанций в несколько сотен метров Тактико-технические задание на проектирование большого и малого бронекатеров, соответственно пр. 190 и пр. 191, появилось в 1943 г.
По своим характеристикам катера пр. 190 и пр. 191 изначально превосходили своих знаменитых предшественников (пр. 1124 и пр. 1125). Изюминкой новых разработок стало разнесенное бронирование Его испытали в том же 1943 г., когда на один из серийных катеров пр. 1124 в районе цитадели навесили экран из 7-мм брони. Результаты испытаний в целом были признаны вполне удовлетворительными. Но выявились и существенные недостатки: во-первых, из-за возросшего сопротивления скорость катера упала на 2 — 3 уз.г а, во-вторых, в отличие от танков, на которых подобный экран мог противостоять кумулятивным снарядам катерная броня создавалась для защиты от обычных или от крупнокалиберных бронебойных пуль. Но эти бронебойные пули, потеряв часть кинетической энергии при преодолении экрана, рикошетировали от основной брони и зачастую вновь попадали в экран, но уже с внутренней стороны. Последнее обстоятельство предъявляло повышенные требования к жесткости всей конструкции, усиление крепления экрана не только на удар, но и отрыв. В результате пришлось принять решение: экран утопить в корпус, то есть он становился внешней обшивкой, а за ним на некотором расстоянии находился основной броневой борт, который превращался во внутреннюю обшивку. Для увеличения бронестойкости внешний борт имел наклон 9°.
Основная разница между пр. 190 и пр. 191 заключалась в наличии соответственно 2 и 1 85-мм специальной морской башни главного калибра МК-85, а значит и в размерениях.
Головной катер пр. 191 закончил испытания 30 октября 1946 г и, по их результатам, пошел в серию, но уже как пр. 191М. При этом его основным отличием от прототипа стали новые дизельные двигатели М-50, кроме этого, на корабли этой серии стали ставить башни 2М-6 с 2 14,5-мм пулеметами (вместо 12,7-мм на головном). Головной катер пр 191М завершил ходовые испытания в октябре 1947 г. (всего построили 118 таких кораблей).
Судьба большого бронекатера пр. 190 с двумя башнями МК-85 сложилась не так удачно, так как его создание закончилось на этапе эскизного проектирования, и в сентябре 1949 г. от него решили отказаться.