Бронекатера послевоенного времени (1945-1960 гг.)

Опыт Великой Отечественной войны показал, что специфика боевых действий на реках делала неизбежным ведение огня прямой наводкой, что требовало не только вооружения катера танковой пушкой, но и уси­ления соответствующего бронирования. Корабли пр. 1124 и пр. 1125 ока­зались слабо защищенными, их броня выдерживала лишь попадания пуль обычного калибра на дистанциях более 100 м или крупнокалиберных на дистанциях более 200 м. Любой снаряд, фугасный или бронебойный, при попадании в цитадель проламывал или пробивал броню, поражая личный состав и жизненно-важные части катера. Так только на Балтике и Волге из погибших в 1941 — 1942 гг. девяти бронекатеров, шесть оказались поте­ряны в результате расстрела их артиллерией противника с дистанций в несколько сотен метров Тактико-технические задание на проектирование большого и малого бронекатеров, соответственно пр. 190 и пр. 191, появилось в 1943 г.

По своим характеристикам катера пр. 190 и пр. 191 изначально пре­восходили своих знаменитых предшественников (пр. 1124 и пр. 1125). Изю­минкой новых разработок стало разнесенное бронирование Его испыта­ли в том же 1943 г., когда на один из серийных катеров пр. 1124 в районе цитадели навесили экран из 7-мм брони. Результаты испытаний в целом были признаны вполне удовлетворительными. Но выявились и существен­ные недостатки: во-первых, из-за возросшего сопротивления скорость катера упала на 2 — 3 уз.г а, во-вторых, в отличие от танков, на которых подобный экран мог противостоять кумулятивным снарядам катерная броня создавалась для защиты от обычных или от крупнокалиберных бро­небойных пуль. Но эти бронебойные пули, потеряв часть кинетической энергии при преодолении экрана, рикошетировали от основной брони и зачастую вновь попадали в экран, но уже с внутренней стороны. После­днее обстоятельство предъявляло повышенные требования к жесткости всей конструкции, усиление крепления экрана не только на удар, но и отрыв. В результате пришлось принять решение: экран утопить в корпус, то есть он становился внешней обшивкой, а за ним на некотором рассто­янии находился основной броневой борт, который превращался во внут­реннюю обшивку. Для увеличения бронестойкости внешний борт имел наклон 9°.

Основная разница между пр. 190 и пр. 191 заключалась в наличии со­ответственно 2 и 1 85-мм специальной морской башни главного калибра МК-85, а значит и в размерениях.

Головной катер пр. 191 закончил испытания 30 октября 1946 г и, по их результатам, пошел в серию, но уже как пр. 191М. При этом его основным отличием от прототипа стали новые дизельные двигатели М-50, кроме этого, на корабли этой серии стали ставить башни 2М-6 с 2 14,5-мм пулеметами (вместо 12,7-мм на головном). Головной катер пр 191М завершил ходовые испытания в октябре 1947 г. (всего построили 118 таких кораблей).

Бронекатер проекта 191

Судьба большого бронекатера пр. 190 с двумя башнями МК-85 сложи­лась не так удачно, так как его создание закончилось на этапе эскизного проектирования, и в сентябре 1949 г. от него решили отказаться.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями: