Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Бронекатер проекта 192

В 1952 г. на испытания вышли сразу две модификации бронекатера пр. 192, которые внешне походили на катера пр. 191М. Отчасти их появле­ние вызвали результаты отстрела полностью сформированного корпуса предшествующего проекта на полигоне и отказ от создания большого бро­некатера пр. 190 с двумя башнями МК-85.

На этих модификациях катеров нового пр. 192 удалось установить уси­ленное бронирование, особенно экрана, толщину которого довели до 10 мм, придав ему наклон 15°. Кроме того, на катерах этого проекта руковод­ство флота потребовало увеличения мореходности, так как с ожидаемым выводом из состава ВМФ морских бронекатеров пр. 161 и пр. 186 поддер­живать войска в мелководных районах становилось нечем. Улучшить мореходность можно было только путем увеличения высоты борта в оконечностях, тем самым устранялся характерный «горб» в районе мидель- шпангоута. Сделать это при жестко лимитированном водоизмещении, пре­жнем вооружении и энергетической установке можно было только за счет бронирования, на что конструкторы не пошли.

В результате 2 головных корабля пр. 192 получили лишь незначитель­ный подъем палубы в носовой оконечности. Кроме того, пришлось уси­лить общую прочность корпуса за счет утолщения листов днищевой об­шивки и увеличения числа продольных связей. После этого прочностные характеристики корпуса могли обеспечить безопасное плавание без огра­ничения скорости при волнении моря до 3 баллов, а на пониженных обо­ротах двигателя — до 4 баллов.

Вооружение осталось практически таким же, только 14,5-мм пулемет­ные башни 2М-6 были заменены на более современные 2М-6Т, а на стволе 85-мм пушки установили пламегаситель.

Механическая установка не претерпела существенных изменений, но для улучшения компоновки моторного отсека его длину пришлось увели­чить с 4500 до 5500 мм.

Электрооборудование бронекатеров пр. 192 перевели на единое на­пряжение 24 В. Вместо дизель-генератора ПН-85 (ПО В) в моторном отсе­ке установили два дизель-генератора КГ-5,6 (24 В). По сравнению с ис­пользуемым на кораблях пр. 191М вариантом смешанного питания потре­бителей напряжением 24 В и 110 В это обеспечило уменьшение массы элек­трооборудования, увеличение живучести системы питания потребите­лей и упрощение обслуживания.

Штурманское и радиотехническое вооружение остались такими же, как у прототипа, за исключением установки аппаратуры опознавания «Факел-МО».

Бронекатера пр. 192 можно по праву считать самыми совершенными в мире малыми речными кораблями. А создание хорошо вооруженного и защищенного корабля в пределах жестко ограниченного водоизмещения свидетельствует об огромном опыте и высокой квалификации сотрудни­ков ЦКБ-19 и, прежде всего — главного конструктора знаменитых оте­чественных бронекатеров Ю. Ю Бенуа.

К сожалению, дальнейшая судьба пр. 192 сложилась неудачно. Два пред- серийных катера пр. 192/1 (зав. № 400) и 192/И (зав. № 401) Ижорский завод сдал в 1951 г., причем это произошло параллельно с постройкой серии бро­некатеров пр. 191М, которую планировалось закончить в 1952 г., а со следу­ющего года начать строительство новых кораблей пр. 192. Первые два опыт­ных катера предназначались для отработки конструкции и незначительно отличались друг от друга. Бронекатера прошли испытания в течение 1951 — 1952 гг. Мореходные испытания проводились на Черном море в Севастопо­ле. Один из катеров при этом легко выдержал 4-бальный шторм.

Бронекатер проекта 192

Судьбу пр. 192 решило специальное постановление правительства. В начале 1950 г. обстановка на границах СССР оказалась самой благопри­ятной за всю историю государства. «Братские страны социализма» и дру­жественная Финляндия — на Западе, социалистический Китай — на Во­стоке. В этих условиях дальнейшее строительство большого количества речных кораблей справедливо представлялось неоправданной тратой на­родных денег.

Сухопутные войска получили на вооружение плавающие автомо­били БАВ, МАВ, легкий плавающий танк ПТ-76 и бронетранспортер БТР-50П, которые могли обеспечить переброску и огневую поддержку пер­вых бросков десанта. К 1958 г. оказались расформированными Дунайс­кая и Амурская речные флотилии. А большое количество бронекате­ров передали пограничникам, сдали на слом или поставили в «вечный» отстой.

К этому времени в строю и резерве состояло около 200 бронекатеров пр. 1125, 1124 и 191М, что оказалось явно избыточным. Поэтому строи­тельство новых признали нецелесообразным. Отдельные корабли пр. 1125 и 1124 несли службу до начала 1970-х. гг. Некоторые из них установили как памятники в честь многочисленных соединений речных кораблей, действовавших в годы войны.

С конца 1960-х годов бронекатера пр. 191М и 192 заменялись новыми речными артиллерийскими катерами пр. 1204. Последние бронекатера пошли на слом в середине 1970-х гг.

Существование этих бронекатеров имело смысл только в период, ког­да советскому ВМФ требовались небольшие мелкосидящие артиллерийс­кие корабли ддя поддержки десантов на Балтике и мелководных районах Черного моря. Позже, эти проекты, считавшиеся перспективными после войны, оказались невостребованными.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД